Без рубрики

ИНТЕРВЬЮ | Как меняется подход к психическому здоровью в Кыргызстане

18-летняя жительница Бишкека – в приюте для женщин, страдающих от наркозависимости.

18-летняя жительница Бишкека – в приюте для женщин, страдающих от наркозависимости. ИНТЕРВЬЮ | Как меняется подход к психическому здоровью в Кыргызстане Здравоохранение

11 процентов населения Кыргызстана страдает психическими расстройствами. Рост числа ментальных заболеваний – общемировая тенденция. И в этом году тема психического здоровья впервые стала центральной на Совещании высокого уровня ООН по неинфекционным заболеваниям, которое прошло 25 сентября в рамках Генассамблеи. Людмила Благонравова поговорила с министром здравоохранения Кыргызстана Эркином Чечейбаевым, принимавшим участие в совещании, о том, как меняются подходы к психическим расстройствам и почему профилактика становится не только медицинским, но и экономическим приоритетом.

ЛБ: Тема психического здоровья впервые включена в название Совещания высокого уровня по неинфекционным заболеваниям. Какие шаги предпринимает Кыргызстан для укрепления системы поддержки психического здоровья?

ЭЧ: Да, действительно, в этом году впервые тема психического здоровья включена в программу заседания ООН на высоком уровне. Это говорит о том, что проблема растет по всему миру, ментальное здоровье приобретает приоритет.

В Кыргызстане, по последним данным, около 11 процентов населения страдает какими-либо видами психических расстройств, начиная от тревожности, депрессии, суицидальных рисков, уже не говоря о зависимостях, таких как зависимость от алкоголя, табака, психоактивных веществ. Поэтому в Кыргызстане впервые за долгие годы разрабатывается национальная стратегия именно по психическому здоровью. Исторически в Кыргызстане, как и во многих странах постсоветского пространства, этот вопрос стигматизировался.

Обращение за помощью в психиатрическую клинику рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Но сейчас путем интеграции данных услуг в первичное звено мы стараемся приблизить эти услуги к населению как можно ближе. Таким образом мы внедряем мультидисциплинарные команды, где наряду с семейным врачом есть психиатр, психолог и патронажная медсестра.

Роль медсестры повышаем, включаем в эту команду психологов и психиатров на уровне центров районных и таким образом стараемся выявлять на ранних этапах проблемы ментального характера. Это приближает услуги к населению и в то же время снижает стигматизацию. Человеку не надо обращаться в психиатрическую клинику, а достаточно прийти к обычному врачу, где есть психолог, и патронажная медсестра может выявить на ранних этапах симптомы.

Мы считаем, что очень важно данные услуги приближать к населению. Вообще в целом развитие первичной медико-санитарной помощи – приоритет в стране. В Кыргызстане в этом году начались стройки больниц, более 30 новых клиник, ремонтируются здания.

Мы планируем в столице построить огромную многофункциональную многопрофильную клинику – медицинский городок, там будет около 5000 коек, но наряду с укреплением стационарной помощи приоритет конечно же первичная помощь, в центре семейной медицины, усиление роли первичной помощи в регионах. 

Кыргызстан – горная страна, более 60 процентов населения проживает в регионах, в сельской местности, в высокогорных районах.

ЛБ: Я как раз хотела спросить, как учитываются потребности уязвимых групп – сельского населения, женщин, молодежи?

ЭЧ: Да, буквально недавно с помощью наших международных партнеров, ЮНИСЕФ, мы провели исследование, где мы выявили уязвимые слои населения, это подростки, женщины, молодые женщины, особенно во время, до и после беременности.

Это та самая целевая группа, на которой мы должны фокусировать наше внимание. Что делается? Кыргызстан – это единственная страна на постсоветском пространстве, где внедрен принцип вовлечения местных сообществ. То есть на уровне села созданы так называемые сельские комитеты здоровья, которые состоят из активных женщин. И они вовлечены во все вопросы профилактики неинфекционных заболеваний, инфекционных тоже. И через эти комитеты здоровья мы обучаем население на уровне регионов.

Что касается подростков, мы тесно работаем с министерством просвещения, в школах внедряются программы. Например, раннее выявление инсульта. Мы обучаем детей выявлять инсульт у родителей, первые симптомы инсульта.

Конечно, обучаем детей факторам риска, например рассказываем о вреде употребления табака, продвигаем здоровый образ жизни.

Что касается женщин, мы впервые адаптировали международную программу. Это мобильное приложение для беременных женщин, которое было переведено на английский.

Это не только советы по раннему консультированию, вставанию на учет, женские консультации, но это и контроль питания, первых симптомов заболеваний. И в то же время это приложение дает возможность контролировать или проводить мониторинг психического состояния беременной женщины, вовремя выявлять тревожные состояния, неврозные состояния и так далее.

Мы стараемся цифровизацию внедрять во всех областях, в том числе и по ментальному здоровью.

ЛБ: Как все эти усилия финансируются? Данные ВОЗ показывают, что инвестиции в профилактику инфекционных заболеваний и борьбу с психическими заболеваниями, как правило, окупаются. Какие механизмы финансирования Кыргызстан рассматривает?

ЭЧ: Буквально позавчера мы принимали участие на расширенном заседании в посольстве Люксембурга. Я обсуждал с министрами здравоохранения Люксембурга, Болгарии инвестиции в профилактику.

Да, действительно, по многим исследованиям, вложение в профилактику дает реинвестирование в 7-10 раз больше. На каждый вложенный доллар возвращается 7-10 долларов в виде сохраненного здоровья трудоспособного населения, поступления налогов и так далее.

Но проблема в том, что нам нужны более четкие инструменты и исследования для того, чтобы разговаривать с нашими партнерами, коллегами по правительству. Это министры экономики, финансов. Для того, чтобы обосновывать те самые фискальные меры. Они общеизвестны, они доказаны.

Это повышенное налогообложение на табак, алкоголь, сахаросодержащие напитки, трансжиры. Мы об этом знаем, и мы рассказываем нашим коллегам, министрам экономики, каким образом такие интервенции принесут двойную пользу. Во-первых, это улучшенные показатели здоровья.

Во-вторых, дополнительные поступления в бюджет в виде налогов, акцизов. Второе – это перенаправление государственного бюджета на профилактику. Впервые в этом году – на 2026-й год – мы заложили на 100 процентов больше финансирования из госбюджета на общественное здравоохранение.

Если исторически все это время общественное здравоохранение финансировалось по остаточному принципу, 97 процентов бюджета здравоохранения шло на лечение, на больницы, на лекарства, 3 процента – на профилактику. И эти 3 процента никак не увеличивались. И вот впервые в этом году мы провели переговоры с министром финансов, мы обосновали важность профилактики.

Президент Кыргызстана уделяет особое внимание увеличению продолжительности жизни и качества жизни. Поставлена четкая задача увеличить среднюю продолжительность жизни кыргызстанцев. Сам президент – активный сторонник здорового образа жизни. По всей стране строятся спортивные сооружения, футбольные поля, велодорожки. Дважды в год у нас чемпионат по футболу среди министерств проходит. И министерство здравоохранения в этом году было чемпионом. Политическая поддержка со стороны руководства, конечно, влияет очень сильно.

Я думаю, поступательно бюджет, выделяемый на профилактику, будет увеличиваться, потому что мы все поняли, что на лечение можно тратить миллионы и миллиарды. Но этого никогда не будет достаточно. А увеличение бюджета на профилактику принесет ощутимые результаты очень быстро.

Вы знаете, мы в этом году просчитали 37 коротких интервенций, которые быстро могут дать эффект. Это мероприятия экономического характера, изменение окружающей среды, образовательного характера, естественно, изменение законодательства, все это принесет быстрые результаты. В течение 3-5 лет мы можем внедрить эти одобренные ВОЗ интервенции, которые будут эффективны.

ЛБ: Чего вы ожидаете от Совещания высокого уровня?

ЭЧ: Сам факт, что тема ментального и психического здоровья была поднята на таком высоком уровне, это уже делает ее приоритетом. В этом году мы в Кыргызстане – еще до этого совещания – подняли вопросы психического здоровья.

Психиатрические клиники нуждаются в ремонте. Необходимо увеличение коечного фонда. Ежегодно число пациентов с подобными проблемами растет и будет расти. Прогнозы ВОЗ таковы, что заболеваемость психическими расстройствами будут только расти.

В нашем тревожном мире в данное время, когда человеку приходится принимать около 300-400 решений в день, это приводит к таким расстройствам, как тревожность, депрессия, выгорание на работе. Поэтому мы разрабатываем стратегию национальную до 2030 года по развитию службы психического здоровья для уменьшения стигматизации. Тесно работаем с международными партнерами.

Мы адаптируем все рекомендации ООН. Мультидисциплинарные команды внедряются. Поэтому ожидания такие, что раз тема психического здоровья поднята на уровне Генеральной Ассамблеи ООН, то, конечно, все страны, не только Кыргызстан, но и страны Центральной Азии будут плотно этим заниматься. Мы тесно работаем с нашими соседями в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Буквально недавно был форум в рамках ЕАЭС, где поднималась тема здоровья мигрантов. Знаете, около полумиллиона кыргызстанцев выезжают временно в ближайшие страны, в Россию. Их здоровье, в рамках ЕАЭС – это наша общая проблема, которую мы стараемся решать совместно.

Поэтому, я надеюсь, этот вопрос будет поднят и в рамках ЕАЭС, и в рамках ШОС. В следующем году Кыргызстан будет встречать наших партнеров и по ШОС, и в рамках Организации тюркских государств. И мы обязательно будем включать эту тему в повестку.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»