
Брайан Кокс назначен Защитником космоса. Защитник космоса: мы должны объединить усилия, чтобы стать многопланетной цивилизацией Экономическое развитие
Освоение космоса может открыть перед человечеством «безграничные возможности». Оно также подталкивает страны к сотрудничеству, заявил телеведущий и астрофизик, профессор Брайан Кокс в интервью Службе новостей ООН. В среду Управление по вопросам космического пространства ООН(УВКП) присвоило ему звание Защитника космоса.
БК: Cколько я себя помню, я всегда интересовался астрономией. Я наблюдал за высадкой «Аполлона-11» на Луну, хотя мне было тогда около года, и этого я не помню.
Космос – одна из ключевых областей роста мировой экономики. Цифры ошеломляют. По оценкам, к 2035 году объем «космической экономики» составит около 2 триллионов долларов, что на 600–700 миллиардов долларов больше, чем сегодня. Помимо экономического влияния космоса, он всегда был сферой, объединяющей людей.
Международная космическая станция – одно из мест, где мы сотрудничаем, потому что мы хотим этого. Но также потому, что мы вынуждены это делать, космос ведь не является частью какой-то одной страны.
Это область, которая может расширяться, которая предлагает буквально безграничные возможности, но она также обязывает нас к сотрудничеству.
Служба новостей ООН: Идея сотрудничества очень важна. Является ли это одной из причин, по которой вы хотите работать с ООН?
БК: С моей точки зрения, некоторые начинания требуют глобальной перспективы. Космос, безусловно, – одно из них.
Бессмысленно говорить о планетарной обороне, исследовании Луны, добыче полезных ископаемых на астероидах, о выходе в Солнечную систему на уровне отдельных стран. Из этого ничего не получится.
Есть области, в которых мы вынуждены сотрудничать на глобальном уровне. И я думаю, это хорошо, потому что это заставляет нас решать сложные задачи, связанные с дипломатией, техническими переговорами.
Некоторые могут считать это проблемой, но я считаю огромным преимуществом космоса то, что мы вынуждены мыслить как единый мир.

Служба новостей ООН: Что, по вашему мнению, вы можете лично изменить в своей новой роли?
БК: Крайне важно, чтобы мы расширили нашу работу, экономику и амбиции в космосе.
Моя специализация, помимо того, что я своего рода энтузиаст-любитель, связана с попытками рассказать, объяснить как можно более широкой аудитории, почему космос так важен и прекрасен.
И, кстати, эта аудитория – это не только общественность, но и политические лидеры, руководители промышленной отрасли, которые могут не осознавать потенциал космоса.
Наука – одна из основ нашей цивилизации, и, если людям не объяснить ее преимущества, они не смогут участвовать в ее укреплении и развитии. Если существует дефицит понимания, оптимальные решения не принимаются.
Если все это звучит немного сухо, то мы таже задаемся фундаментальными вопросами, например, одиноки ли мы во Вселенной?
Служба новостей ООН: Полагаю, этот вопрос вам задают чаще всего.
БК: Это отличный вопрос. Думаю, мы все им задаемся. Ответ: мы не знаем.
Можно сформулировать это более научно. Как далеко нам нужно забраться за пределы Земли, чтобы обнаружить жизнь?
В настоящее время мы не знаем ответа на этот вопрос, но мы пытаемся на него ответить.
Служба новостей ООН: Есть ли какие-либо заблуждения, связанные с космосом, которые вы хотели бы развеять?
БК: Конечно, в представлениях людей о космосе есть заблуждения, которые, я думаю, возникают просто из-за недостатка информации. Главное заблуждение заключается в том, что исследование космоса – это роскошь, и индустриализацию околоземной орбиты, освоение Луны и астероидов нужно оставить на будущее.
Я часто слышу, что нам следует сначала решить наши проблемы здесь, на Земле, прежде чем беспокоиться о космосе.
Правда заключается в том, что космос уже играет важнейшую роль в решении проблем, с которыми мы сталкиваемся на Земле.
Очевидный пример – понимание того, как меняется наш климат.
Данные спутниковых наблюдений за атмосферой, температурой океана и другими факторами играют важнейшую роль в нашем понимании того, как меняется климат, и в решении проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас и которые мы сами создали еще в докосмическую эпоху.

Глобальное позиционирование, спутниковая навигация GPS имеют важнейшее значение не только для определения своего местоположения с помощью телефона, но и для управления воздушным движением, управления цепочками поставок, оптимизации способов доставки товаров и материалов по всей планете и так далее.
Существует множество примеров того, как космос уже оказывает положительное влияние на Землю. И таких примеров будет становиться все больше в будущем.
Служба новостей ООН: Как вы планируете отстаивать мирное и инклюзивное использование космического пространства и особенно участие в нем развивающихся стран?
БК: Надеюсь, что смогу внести свой вклад в демократизацию космоса и выступить за то, чтобы в его освоении участвовали не только крупные игроки.
Аргументы в пользу того, чтобы все страны имели право голоса в космической экономике, аналогичны аргументам в пользу того, чтобы страны имели право голоса в экономике, существующей на поверхности Земли и в океанах.
В определенных областях мы должны действовать как единая планета. Космос – один из лучших примеров, но можно также добавить изменение климата, борьбу с пандемиями или управление искусственным интеллектом.
Эти явления не признают международных границ, поэтому и нужны такие организации, как Организация Объединенных Наций.
Космос – это, пожалуй, самый очевидный пример сферы экономики, которая не признает национальных границ, поскольку их там нет.
Служба новостей ООН: Как, по вашему мнению, развивающиеся страны могут активнее участвовать в космической экономике?
БК: Думаю, сейчас мы находимся в фазе преобразований, когда речь идет о выходе за пределы Земли, индустриализации и использовании космоса. Это означает, что правила, с которыми все должны будут согласиться, разрабатываются уже сейчас.
Как нам управлять движением в космосе? Как нам обеспечить равный доступ [к космическому пространству]? Если мы начнем строить базы на Луне, как нам ими управлять? Как нам управлять этим так же, как мы управляем, например, доступом к Антарктике?
Очевидно, это глобальные вопросы. Они касаются каждого, каждой страны.
Все страны должны объединить усилия, чтобы разработать структуру, которая позволит нам стать многопланетной цивилизацией.
Я хотел бы, чтобы мы стали межзвездной цивилизацией, но до этого я не доживу.


