
Вид на Бишкек, столицу Кыргызстана. ИНТЕРВЬЮ | Бишкек: город растет, зеленеет и «умнеет» Экономическое развитие
Столица Кыргызстана за последние годы выросла втрое и обзавелась новым транспортом. В Бишкеке начали строить велодорожки и озеленять фасады школ и домов. Во всемирный день городов, который отмечается 31 октября, первый заместитель мэра Бишкека Мирланбек Байгончоков рассказал в интервью Людмиле Благонравовой о том, как столица превращается в более экологичный и удобный мегаполис.
МБ: За последние годы в Бишкеке удалось достичь значительного прогресса в реализации масштабных изменений, которые были в свою очередь направлены, конечно же, на развитие города и на повышение качества жизни людей. Хотелось бы отметить основные изменения, которые затронули следующие сферы. Вот буквально в прошлом году у нас прошла административно-территориальная реформа, в рамках которой город Бишкек увеличился более чем в три раза. Если до этого территория Бишкека занимала порядка 13 тысяч гектаров, то она выросла почти до 41 тысячи. Это накладывает определенные обязательства на муниципалитет. За последние несколько лет мы масштабно начали строить, реконструировать социальные объекты, в том числе школы, детсады, медицинские центры, различные спортивные сооружения и в целом общественные пространства. Только в прошлом году построили порядка 10 детских садов и четыре образовательных объекта. Мы завершили реконструкцию нашей центральной площади, реконструкцию комплекса «Алга» и других социальных объектов. Одновременно разрабатывается генеральный план города Бишкек до 2050 года. Мы начали обновлять общественный транспорт, мы начали закупать электробусы, автобусы на газомоторной основе. Реализуем различные инновационные проекты, связанные с парковками. Впервые в городе мы начали устанавливать роторные парковки. Конечно, это первые шаги, я думаю, что мы на этом не будем останавливаться. Вопросы экологии, озеленения тоже остро стоят, и мы начали реализовать проект «Тысячи зеленых стен» и другие масштабные экологические инициативы. Начали улучшать систему управления транспортом, управления отходами. Активно ведем озеленение, благоустройство газонов, парков, очистку рек, улучшаем уличное освещение. ЛБ: Вы можете привести примеры каких-то проектов или программ, которые уже были реализованы и которые привели к конкретным результатам? МБ: Город Бишкек ежегодно принимает программу социально-экономического развития, исходя из которой определяются направления и приоритеты развития и бюджетной политики города. Благодаря системному подходу мы выполняем порядка 80 процентов запланированных мероприятий. В прошлом году мы проводили модернизацию и реабилитацию центральных улиц, систем водоснабжения, канализации. Мы повышаем качество обслуживания, внедряем современные технологии в коммунальные услуги. Мы внедряем различные инновационные методы в цифровом формате. Так, мы разработали и внедрили приложение «Мой город», где каждый горожанин может обратиться к властям с проблемами, мы оперативно отвечаем на запросы. Также в это приложение мы включили функцию по отслеживанию общественного транспорта, чтобы горожанин мог, когда стоит где-то на остановке, видеть, какой маршрут по этой остановке проедет и когда придет общественный транспорт. Также мы внедрили режим транспорта для слабовидящих с голосовым оповещением, чтобы наши граждане могли знать, куда они подъехали. Мы внедряем также индикацию движения междугородного транспорта. Также внедрили учет производственных работ, который перекликается с приложением «Мой город», где есть обращения граждан по исполнению муниципальными службами своих обязанностей. В период после пандемии мы определили пять неформальных поселений, где проживают порядка 75 тысяч человек, и реализовали пилотный проект с подключением к воде, канализации, строительством дорог. Этот проект был реализован при поддержке ООН и Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). ЛБ: Расскажите о проекте, который осуществляется сейчас при поддержке агентств ООН и который направлен на сокращение бедности. МБ: При поддержке ООН мы начали реализацию данного проекта, и там основное внимание уделялось улучшению социальной защиты, упрощению доступа к помощи, внедрялась модель социального контракта для вовлечения семей в бизнес. Анализировалась связь бедности с продовольственной безопасностью и питанием. Основной целью было снижение зависимости от социальной помощи и повышение устойчивости уязвимых групп населения. ЛБ: Вы уже упоминали проблемы экологии. В Бишкеке достаточно большая проблема – это загрязнение воздуха. Расскажите о том, какие осуществляются программы в этой сфере. МБ: Бишкек, являясь центром развития, центром республики, являясь мегаполисом, сталкивается с экологическими проблемами. И здесь я бы хотел отметить, что основными источниками загрязнения воздуха является автотранспорт. Также у нас есть теплоэлектроцентраль, которая еще при Советском Союзе была построена. Она функционирует, дает нам тепло, свет, но тоже является одним из источников загрязнения. Конечно, есть еще котельные, которые обслуживают те или иные микрорайоны, промышленные предприятия, частные хозяйства, частные домовладения, которые используют уголь для отопления своего жилища. И это все влияет на экологию города. И, соответственно, муниципалитет начал реализовывать комплексные меры по улучшению экологической ситуации. Одна из таких мер – проект «Тысяча зеленых стен», который предусматривает вертикальное озеленение фасадов зданий. Мы начали пилотно озеленять ряд школ и жилые дома в одном из микрорайонов города. Надеемся, что проект даст свои плоды, и исходя из этого пилотного опыта мы будем дальше продолжать. Мы также утепляем фасады муниципальных зданий, социальных объектов. Об этом мы говорим также и частным домовладениям, что в первую очередь надо утеплить дома, чтобы тепло не уходило, то есть была энергоэффективность. Устанавливаем тепловые насосы на социальных объектах, которые в свою очередь позволяют снижать потребление энергии и, соответственно, выбросы. И поскольку одна из причин загрязнения – автотранспорт, мы последние два года масштабно начали при поддержке правительства, наших партнеров по развитию, Азиатского банка развития закупать экологически чистый транспорт, электробусы. Внедряем соответствующую инфраструктуру в городе, создаем возможности для пешеходов, велосипедистов. Закупаем автобусы на газомоторной основе. И еще один аспект: мы начали строить мусороперерабатывающий завод, который будет вырабатывать электроэнергию. Хотелось бы отметить, что на санитарном полигоне мусор годами тлел, а не горел, и выделял отходы. И это тоже влияло на экологию, мы буквально в прошлом году путем внедрения различных инновационных методов остановили это тление и у нас нет теперь нет задымления. И плюс к концу года мы надеемся, что введем в строй мусоросжигающий завод, который также внесет определенную лепту в улучшении экологической среды города. ЛБ: Вы упомянули велосипеды, сейчас во многих городах мира создаются велодорожки. Как с этим ситуация обстоит в Бишкеке? МБ: Мы увеличиваем пространство для того, чтобы горожане могли доходить куда-то пешком, могли пользоваться велосипедами, строим велодорожки в городе. Конечно, это только начало, мы последние год-два начали этому больше уделять внимания. Я надеюсь, что в дальнейшем этот процесс ускорится, мы будем увеличивать длину велодорожек, чтобы горожане больше пользовались велосипедами. Поскольку автотранспорта все больше и больше в городе становится и появляются заторы, мы будем поощрять путем увеличения велодорожек использование этого вида транспорта.
 
				


