Без рубрики

В Совбезе ООН обсудили вопрос экологической деградации в условиях вооруженных конфликтов

Последствия урагана «Мелисса» в Гаити.

Последствия урагана «Мелисса» в Гаити. В Совбезе ООН обсудили вопрос экологической деградации в условиях вооруженных конфликтов Мир и безопасность

В Совете Безопасности ООН в четверг прозвучало предупреждение: войны и изменение климата вместе разрушают экосистемы, подталкивают миллионы людей к вынужденным перемещениям, приводят к голоду и ставят под угрозу возвращение стабильности, создавая порочный круг бедствий и конфликтов.

На заседании, созванном по инициативе Сьерра-Леоне, которая в ноябре председательствует в Совбезе, Исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен, профессор международного права Чарльз Джалло и координатор гуманитарной организации World Relief в Гаити Мараната Динат представили данные о масштабах экологического разрушения – от сектора Газа и Украины до Карибского региона – и призвали к срочным мерам по защите природы во время конфликтов.

Глава ЮНЕП: конфликты разрушают экосистемы и подрывают безопасность

Исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ингер Андерсен напомнила, что 6 ноября отмечается Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.

«Ущерб, наносимый окружающей среде в периоды вооруженных конфликтов, разрушает экосистемы и природные ресурсы на десятилетия вперед и часто выходит за пределы национальных границ и не ограничивается одним поколением», – сказала она.

Андерсен подчеркнула, что экологические последствия войн приводят к голоду, болезням и перемещению людей. «Конфликты приводят загрязнению окружающей среды, засорением земли отходами и уничтожению экосистем, что имеет долгосрочные последствия для продовольственной и водной безопасности, экономики и здоровья людей», – заявила она.

По данным ЮНЕП, в секторе Газа с 2023 года уничтожено 97 процентов культивируемых деревьев, 95 процентов кустарников и 82 процента однолетних культур. В прошлом десятилетии в Ливии, Сирии и Йемене было зафиксировано 180 случаев преднамеренных атак на водную инфраструктуру.

Затопленный район Херсона, Украина.

Затопленный район Херсона, Украина.

«Разрушение Каховской дамбы Украины привело к затоплению более 600 квадратных километров территории, что вызвало серьезную утрату природных местообитаний, растительности и биоразнообразия из-за длительного затопления экосистем», – добавила Андерсен.

По словам главы ЮНЕП, изменение климата также усиливает напряженность и в некоторых случаях способствует конфликтам. Конфликты редко имеют одну причину, но изменение климата нередко становится одним из факторов, отметила она, процитировав Генерального секретаря ООН: «И климатические бедствия, и конфликты усиливают неравенство, подрывают источники средств к существованию и заставляют людей покидать свои дома».

Андерсен обозначила три приоритета для действий: восстановление национального потенциала экологического управления, укрепление взаимодействия между секторами и увеличение инвестиций в адаптацию к изменению климата в странах, страдающих от конфликтов. По ее словам, такие государства получают лишь два доллара климатического финансирования на душу населения, в то время как в государствах со стабильной ситуацией этот показатель достигает 162 долларов. Кроме того, необходимы усилия по смягчению последствий изменения климата.

«Каждая доля градуса потепления, которой удается избежать, означает меньшие потери для людей и экосистем – и больше возможностей для мира и процветания», – заключила Ингер Андерсен.

Необходима единая правовая основа для защиты природы во время войн

Профессор международного права и член Комиссии международного права ООН Чарльз Джалло отметил, что существующая международно-правовая защита природы во время конфликтов остается «мозаикой норм», а не целостной системой. Он напомнил, в частности, о положениях Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, запрещающих применение методов ведения войны, которые могут вызвать «широкий, долгосрочный и серьезный ущерб природной среде».

Эффективная защита, продолжил Джалло, остается труднодостижимой, поскольку эти нормы изначально разработаны для межгосударственных конфликтов и плохо применимы к гражданским войнам, которые составляют большинство современных конфликтов.

«Значительные усилия предпринимаются для укрепления международно-правовой базы в области охраны окружающей среды», – отметил докладчик.

Он рассказал, что Комиссия международного права в 2022 году приняла 27 принципов по защите окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами, охватывающих периоды до, во время и после конфликтов, включая ситуации оккупации. Один из них предусматривает, что государства и международные организации, участвующие в миротворческих операциях, должны учитывать последствия своих действий для окружающей среды и принимать меры для предотвращения и устранения вреда. Кроме того, в 2020 году Международный Комитет Красного Креста обновил Руководящие принципы по защите окружающей природной среды во время вооруженного конфликта.

Докладчик предложил Совету Безопасности поощрять включение этих принципов и руководящих положений в национальные законодательства и военные уставы. Он также призвал рассмотреть возможность признания экоцида как международного преступления и создания механизма мониторинга ущерба окружающей среде в ходе конфликтов, который мог бы рассматривать вопросы компенсаций.

Разрушения в Газе.

Разрушения в Газе.

«Учитывая продолжающиеся конфликты в основном в Африке, Восточной Европе и на Ближнем Востоке, на котором я хотел бы сосредоточиться, мы становимся свидетелями не только значительных потерь человеческих жизней, но и, по данным ЮНЕП, «беспрецедентного уровня экологического ущерба в секторе Газа, с ущербом его почвам, запасам пресной воды и береговой линии»», – подчеркнул Джалло.

«Окружающая среда не абстракция, а жизненное пространство, благополучие и здоровье людей, включая будущие поколения», – процитировал Джалло консультативное заключение Международного суда ООН от 1996 года.

На Гаити одновременно под ударом природа и безопасность

Представительница НПО World Relief Мараната Динат рассказала о тяжелой экологической и гуманитарной ситуации в Гаити, где исчезло почти 98 процентов лесного покрова, что привело к эрозии почв, утрате биоразнообразия и падению урожайности.

«Деградация подрывает источники средств к существованию и без того уязвимых сельских общин и усиливает внутренние перемещения, а также усугубляет конфликты за природные ресурсы, особенно воду и землю», – сказала она.

По ее словам, изменение климата усиливает это давление: ураганы, наводнения и засухи разрушают инфраструктуру и обостряют продовольственную и социальную нестабильность. В то же время вооруженное насилие, особенно в Порт-о-Пренсе, ограничивает гуманитарный доступ и вынуждает людей искать убежище в небезопасных районах.

«Представьте себе мать, живущую в одном из самых уязвимых районов столицы. Ее дом, и без того ослабленный эрозией, затоплен после проливных дождей. Она вынуждена бежать вместе со своими детьми, пересекая районы, контролируемые бандами, и пользоваться опасными маршрутами, чтобы добраться до импровизированного лагеря. Такова реальность для тысяч гаитянских семей», – описала ситуацию Динат.

В то же время молодые люди вынуждены покидать бедные сельские районы только для того, чтобы оказаться в городских кварталах, переживающих насилие, безработицу и социальную изоляцию.

Динат подчеркнула, что экологический, климатический и гуманитарный кризисы взаимосвязаны и требуют комплексного подхода. Все эти факторы –  вынужденное  переселение, экстремальные климатические условия и вооруженное насилие – создают порочный круг, из которого трудно выбраться. «Необходимо укреплять связь между гуманитарной помощью, адаптацией к климату и миростроительством», – заявила докладчица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»