
Судно перевозит груз по реке Амазонке. Новое соглашение ООН по грузоперевозкам сделает мировую торговлю более гибкой Полина Кубяк Экономическое развитие
Перевозка товаров по всему миру может вскоре стать дешевле, быстрее и значительно гибче благодаря принятию нового соглашения под эгидой ООН. Оно призвано модернизировать документооборот в сфере международных перевозок.
Конвенция ООН об оборотных грузовых документах впервые вводит единый стандарт, который может использоваться при перевозках железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом и позволяет вносить логистические изменения в отношении грузов, уже находящихся в пути.
Это означает, что ценный груз можно будет продавать, перенаправлять или использовать для получения финансирования во время длительной перевозки, а не только до погрузки.
«Это настоящий прорыв для международной торговли», – заявила Генеральный секретарь Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Анна Жубен-Брет, которая координирует переговоры уже в течение трех лет.
Из Бразилии в Азербайджан
Сегодня оборотные транспортные документы в основном используются при морских перевозках, которые могут длиться неделями. Такие товары, как нефть или какао, нередко перепродаются несколько раз прямо в море – по мере колебаний цен.
В то же время грузы, перевозимые автомобильным, железнодорожным или воздушным транспортом, как правило, оформляются на одного покупателя и с одним пунктом назначения, что ограничивает спектр возможных решений и доступ к финансовым инструментам.
Директор Глобального форума грузоотправителей Джеймс Хукхэм привел гипотетический пример движения сырьевых товаров от поставщика в Бразилии дочерней компании в Парагвае.
«Рыночные условия меняются, – пояснил он. – Пока товар находится в пути, который может занимать несколько дней, может появиться покупатель, готовый заплатить более высокую цену в другом месте».
По его словам, в рамках новой системы такой груз можно будет продать, например, покупателю в Азербайджане, изменив пункт назначения уже во время перевозки.
«Это почти как вычеркнуть адрес на конверте после того, как письмо уже отправлено», – добавил Хукхэм.
Товар, направлявшийся в Парагвай морем, можно будет доставить самолетом в Стамбул, а затем отправить в Азербайджан – что невозможно при действующих сегодня ограничениях.
Широкий спектр преимуществ
Такая гибкость становится все более необходимой по мере открытия новых торговых коридоров – через Центральную Азию, между Китаем и Европой, а также по всей Африке – зачастую с маршрутами, обслуживающими страны, не имеющие выхода к морю.
Новая Конвенция, по словам Хукхэма, «позволяет не отказываться от груза только потому, что истек срок сделки», особенно на фоне растущего числа факторов, нарушающих международную торговлю. Он отметил негативное влияние недавней нестабильности, связанной с тарифами, неожиданными экстремальными погодными явлениями – такими как недавние перебои в Карибском регионе из-за урагана «Мелисса», – а также с захватами грузов в Красном море.
Конвенция призвана снизить риски для банков и перевозчиков, устанавливая четкие правовые нормы, определяющие, кому принадлежит груз в каждый конкретный момент времени. Такая определенность делает банки более готовыми финансировать сделки и помогает перевозчикам избегать споров, связанных с доставкой груза не той стороне.
«Если план А для вас не срабатывает или обходится слишком дорого, это – альтернатива», – подчеркнул Хукхэм.
Кто подпишет соглашение?
Конвенция будет особенно важна для развивающихся стран и государств, не имеющих выхода к морю, и поможет им глубже интегрироваться в глобальную торговую систему и снизить издержки.
Интерес к соглашению уже выразили страны Африки и Центральной Азии, а также крупные торговые державы, включая Китай, который инициировал процесс на площадке ООН еще в 2019 году. Переговоры, включавшие широкие консультации, являются примером «эффективного многостороннего сотрудничества», подчеркнула Анна Жубен-Брет.
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию в поддержку Конвенции 15 декабря. Церемония подписания запланирована на вторую половину 2026 года в Аккре, Гана. Договор вступит в силу после его ратификации десятью государствами.


