
Помощник Генерального секретаря Халед Хиари (архив). Совет Безопасности ООН обсудил рост напряженности между США и Венесуэлой Мир и безопасность
С момента последнего обсуждения ситуации в южной части Карибского бассейна в Совете Безопасности ООН 10 октября военное присутствие и операции Соединенных Штатов у побережья Венесуэлы усилились, что еще более обострило напряженность между двумя странами. Об этом, выступая во вторник перед членами Совбеза ООН, заявил помощник Генерального секретаря по политическим вопросам и миростроительству Халед Хаири.
Хаири напомнил, что Соединенные Штаты охарактеризовали свои действия как часть «немеждународного вооруженного конфликта» в целях борьбы против наркокартелей, сославшись на статью 51 Устава ООН. Президент Дональд Трамп заявил, что он собирается использовать «всю мощь Соединенных Штатов, чтобы бороться с этими наркокартелями и искоренить их, независимо от того, где они действуют».
Венесуэльское правительство расценило действия США как серьезную угрозу международному миру и безопасности. В письме от 16 декабря министр иностранных дел Венесуэлы заявил, что Соединенные Штаты нарушают принцип запрета угрозы силой или ее применения в международных отношениях.
Авиаудары и международное право
С начала сентября США нанесли удары по судам, которые, по их утверждению, перевозили наркотики. Согласно данным американских властей, в результате этих операций погибли 105 человек. Точные координаты ударов не раскрываются, но США заявляют, что действия происходили в международных водах или в «зоне ответственности Южного командования».
Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк осудил эти удары, заявив, что борьба с наркотрафиком является задачей правоохранительных органов, а не поводом для применения летальной силы в рамках вооруженного конфликта. Тюрк призвал к независимому расследованию, напомнил Хаири.
Политические шаги и новые санкции
В конце ноября президенты Николас Мадуро и Дональд Трамп провели телефонный разговор. США официально признали «Картель Солнц» (Cartel de los Soles) иностранной террористической организацией и ввели новые санкции против связанных с ним структур.
Президент США также объявил воздушное пространство над Венесуэлой «полностью закрытым», после чего большинство международных авиакомпаний прекратили полеты в страну. Венесуэла назвала это попыткой установить «воздушную блокаду».
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), в свою очередь, напомнила, что каждое государство обладает полной суверенной властью над своим воздушным пространством, но также отметила, что страны вправе предупреждать авиакомпании о рисках полетов над территориями других стран.
Блокада нефтяных танкеров
Десятого декабря напряженность усилилась после заявления США о захвате нефтяного танкера у побережья Венесуэлы. Президент Трамп утверждал, что венесуэльская нефть используется для финансирования преступной деятельности, и распорядился о «полной и всеобъемлющей блокаде всех санкционированных нефтяных танкеров». Впоследствии США ввели санкции против шести судоходных компаний и шести судов.
Власти Венесуэлы охарактеризовали эти шаги как «одностороннюю морскую блокаду» и в письмах Генеральному секретарю и Председателю Совета Безопасности ООН заявили, что действия США нарушают суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость страны и представляют собой «нарушение международного права».
На фоне эскалации сообщается, что венесуэльский флот начал сопровождать нефтяные суда, покидающие порты страны. США перехватили еще два танкера у побережья Венесуэлы 20 и 21 декабря.
Ситуация в Венесуэле
Халед Хиари также обратил внимание на ухудшение положения жителей Венесуэлы. По его словам, после расширения чрезвычайных полномочий президента Мадуро общественная жизнь стала еще более милитаризованной, а гуманитарные и правозащитные проблемы сохраняются. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека сообщило о принудительном призыве в Боливарианскую национальную милицию, в том числе подростков и пожилых людей, а также о произвольных задержаниях, насильственных исчезновениях и серьезных социально-экономических трудностях.
Николас Мадуро по своей инициативе провел 17 декабря телефонный разговор с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем. Глава ООН подтвердил позицию Организации о необходимости соблюдения международного права и Устава ООН, проявления сдержанности и деэскалации ради сохранения региональной стабильности.
Гутерриш заявил о готовности поддержать дипломатические усилия, включая использование своих «добрых услуг», подчеркнув, что «диалог – единственный жизнеспособный путь к прочному миру и предотвращению дальнейшей нестабильности и человеческих страданий».





