Фото: Getty Images, архивы пресс-служб
8 октября Умнице Мэтту Деймону исполнилось 55 лет. По этому поводу Time Out решил вспомнить, кем был юбиляр за свою актерскую карьеру — помимо математика, наемного убийцы, очаровательного грабителя и астронавта.
Романтический ковбой
Фильм — «Неукротимые сердца»
«Неукротимые сердца»
Если посмотреть на роли Деймона, выяснится интересная вещь — он редко играл романтических героев. Потерянных, сумасшедших, отчаявшихся, людей действия — сколько угодно, а вот герой-любовник — совершенно не его амплуа, хотя казалось бы.
Один из немногих случаев, когда Деймон сыграл чистую любовь — фильм «Неукротимые сердца», снятый Билли Бобом Торнтоном по роману All the Pretty Horses Кормака Маккарти. Книга была бестселлером в 1990-х и сочетала в себе традиционную для автора мрачность с несвойственной ему романтичностью. Торнтон влюбился в этот материал и хотел, чтобы экранизация передавала эпический размах. Снимали в Техасе. Вдохновлялись, причем до медитаций, специально написанной для фильма музыкой Даниэля Лануа. И все было прекрасно, пока не пришел Харви Вайнштейн. Продюсер велел полностью заменить саундтрек, сократить хронометраж и основной упор сделать на историю любви ковбоя Джона (Мэтт Деймон) и дочери богача-ранчеро, мексиканки Алехандры (Пенелопа Круз).
Получившееся в результате кастрированное чудовище выкатили в рождественский прокат, но это картину не спасло: при более чем 50 млн долларов бюджета фильм заработал в прокате всего 18 млн. Торнтон был в предынфарктном состоянии, а Деймон — в бешенстве, и даже не потому, что критики просто полностью разгромили его игру, подчеркивая, что он умудряется сделать пошлую центральную линию еще и ненатуральной. Мэтт пришел в ярость, видя, как решения Вайнштейна повлияли на здоровье режиссера: «Мы сняли мрачный фильм под музыку, написанную для электрогитары 1949 года — но студия хотела эпопею с любовью и скрипками. Они же знали, что мы делаем! Они видели всех актеров, видели Боба, видели, что его сердце, черт побери, просто сломалось, пока он боролся за этот фильм. Нельзя выбросить из картины 35% и думать, что это все еще то, что мы снимали!».
В дальнейшем Мэтт еще много раз работал с Вайнштейном и даже пытался заступаться за него в самом начале разразившегося сексуального скандала. А в романтические фильмы актера с тех пор нечасто звали.
Конь
Фильм — «Спирит: Душа прерий»
«Спирит: Душа прерий»
Мультфильм «Спирит: Душа прерий» мало кто помнит в России — но в США он стал главным событием 2002 года и номинировался на «Оскар», проиграв самому Хаяо Миядзаки.
В отличие от диснеевских мультиков с говорящими зверушками и комическими персонажами, «Спирит» — серьезное кино об индейском жеребце, захваченного американскими солдатами во время военного столкновения и изо всех стремящегося вырваться из плена. Ни одно животное в кадре не разговаривало — они общались, как и в жизни, только при помощи звуков и языка тела. Тем не менее у Спирита был закадровый голос — и он принадлежал Мэтту Деймону.
Критики назвали мультфильм «визуально ошеломляющим», чистым, непосредственным, полным духа юности. Это была история о свободе, которую никому не дано отнять, поскольку все люди и животные рождены свободными. Завоевывать их, порабощать, заставлять служить себе — очень плохо. Спустя 15 лет «Спирит» стал основой для анимационного сериала Netflix. В 2021 году вышел второй полнометражный фильм «Спирит: Непокорный». Но Мэтт Деймон в нем уже не участвовал.
Зато за первую историю о Спирите Мэтт номинировался на множество премий вместе со всей группой, получил награды за лучшую озвучку и — закономерно — приз Kids’ Choice Awards.
Мошенник-зануда
Фильмы — «Информатор», «Талантливый мистер Рипли»
«Талантливый мистер Рипли»
Есть два актера, с которыми Стивен Содерберг готов работать всегда — это Джордж Клуни и Мэтт Деймон. У всех них очень похожие взгляды на жизнь и кинематограф — не приходится тратить время на лишние разговоры и отладку взаимопонимания, которое необходимо на съемочной площадке. Поэтому Мэтта можно обнаружить в очень многих работах Содерберга хотя бы на небольших ролях — Деймон вообще легко соглашается на камео для людей и фильмов, которые ему нравятся, иногда делая это бесплатно. Но в язвительном «Информаторе» он сыграл главную роль — да так, что эту работу называли пиком его актерской формы.
Как известно, для роли в «Талантливом мистере Рипли» актер похудел на 13 кг. В «Информаторе» он обзавелся круглыми щеками, брюшком и усами. В современном кино изменение внешности часто становится самоцелью, показывая зрителю актера в непривычном образе — но на этом все и заканчивается. «Информатор» — совсем другой случай: личина обывателя помогала увидеть истинный талант Деймона, его способность к тонкой игре. Характер Марка Уитакера, который затевает грандиозную аферу с ФБР ради того, чтобы увести их внимание от собственного преступления, раскрывается перед зрителем постепенно. Артист мастерски показывает сущность своего героя в десятках деталей и полутонов, в крошечных мгновениях и жестах: моргни — и пропустишь.
Кинокритики были поражены: несмотря на то, что о таланте Мэтта всем было известно с 1997 года, эффект как-то подзабылся, и теперь они констатировали, что Деймон тихо и незаметно превратился из просто звезды в большого актера.
Простой голодающий парень
Социальная реклама
Мэтт Деймон в бейсболке и дешевой куртке смотрит в камеру: «Привет, я Стив. В последнее время дела у моей семьи так плохи, что мы приходим за помощью в продовольственный банк».
Потом он оглядывается и спрашивает: «Стив, я все правильно делаю?». Тогда в кадре появляется мужчина средних лет, который говорит, что могло быть и лучше. Они смеются и уходят по улице вместе, пока голос за кадром просит американцев, если у них есть такая возможность, пожертвовать что-то в продовольственный банк в их районе. Это социальная реклама длительностью в 31 секунду. Мэтт участвовал в этом проекте вместе со своим другом Беном Аффлеком.
Фуд-банки — одна из частей американской общественной системы помощи людям, у которых нет денег. Голод — это реалии жизни в США: в 2008 году после финансового кризиса в стране голодала шестая часть населения. Суть кампании была в том, чтобы объяснить людям проблему стереотипа голодного человека как человека ленивого. Стиву Галлахеру, герою того самого ролика, понадобилось немалое мужество, чтобы пренебречь гордостью и обратиться в продовольственный банк: на момент съемок они с женой искали работу уже больше двух лет. Так что Мэтт сыграл лицо среднего класса Америки, который нередко оказывается на грани нищеты.
Деймон часто говорит, что слава — это социальный контракт: добившись много, ты должен помочь тем, у кого ничего нет. В детстве он, ребенок из средней благополучной семьи, ездил с родителями в Мексику и Гватемалу и насмотрелся там настоящей нищеты. Сейчас он спонсирует доставку воды в Африку и строительство маленьких водопроводов в Индии, поддерживает ВИЧ-инфицированных и людей, которым нечего есть.
Когда его спрашивают, в чем его задача в качестве отца четырех дочерей, он отвечает — уберечь их от последствий своей славы, воспитать в них понимание, что есть и другой мир. Этот мир ужасен — и в нем всем нужна помощь.
Источник: https://www.timeout.ru/msk/feature/4-obraza-metta-dejmona-o-kotoryh-redko-vspominayut