
В настоящий момент отношения между Москвой и Дамаском переживают этап переосмысления и восстановления, отмечает Thawra. Автор подчеркивает, что новое правительство Сирии должно выйти за рамки чисто военного сотрудничества с Кремлем и расширить сферы партнерства.
Прошел год с момента падения режима Асада, и контакты между новым сирийским руководством и Россией больше не являются формальной и неинтересной необходимостью. Они вышли на новый уровень, и характерные черты этого периода становятся очевидными на фоне стремительных внутренних и международных изменений.
Сирия, после десятилетий авторитарного режима, стоит перед лицом серьезных вызовов. Необходимо определить новую форму государственного устройства и роль в современном мире, который значительно изменился с 2011 года.
Отношения между Россией и Сирией превратились в одно из самых сложных и многогранных партнерств в новейшей истории Сирии. Это сотрудничество включало в себя не только военные аспекты, но и глубокую политическую интеграцию, где тактика и стратегия переплетались. Все это происходило в период, когда сирийский народ вел ожесточенную борьбу за выживание.
Очевидно, что текущая ситуация не может игнорировать болезненный опыт и восприятие сирийским обществом роли России, включая как положительные, так и отрицательные моменты. Сегодня Сирия сталкивается с новыми вызовами. Хотя война формально закончилась, ее последствия продолжают оказывать значительное влияние на все сферы жизни. Экономика находится в упадке, инфраструктура разрушена, ресурсы ограничены, а санкции создают непреодолимые препятствия для восстановления страны. В то же время международная система претерпевает значительные изменения: старые правила утрачивают свою актуальность, формируются новые балансы сил, а прагматизм начинает преобладать над идеологией.
В этом контексте открытость Сирии для России и других влиятельных государств обусловлена скорее необходимостью, чем искренней преданностью. Страна, только что вышедшая из конфликта, не может вернуться к нормальной жизни в условиях изоляции.
Сирия для Москвы — это не только политическая дилемма, но и стратегически значимый актив с выходом к Средиземному морю.
Интересы России и Запада здесь пересекаются в борьбе за влияние, открывая широкие возможности в энергетике и портовом хозяйстве.
Россия активно развивает и углубляет отношения с новым руководством Сирии, руководствуясь не только краткосрочными выгодами, но и долгосрочными стратегическими расчетами. В настоящее время приоритеты Сирии меняются: мы переходим от военного противостояния и поддержки к мирному урегулированию и восстановлению. Это усложняет задачу: как преобразовать российское военное присутствие в сбалансированное партнерство, которое будет отвечать прежде всего интересам Сирии? Как пересмотреть соглашения, заключенные в моменты слабости и внешнего давления, восстановить суверенитет страны и избежать закрепления зависимости в любой форме?
Основная проблема заключается не в возобновлении каналов коммуникации, а в их характере. Наша задача сегодня — создать государство, способное развивать экономику, восстановить политический авторитет и сформировать сбалансированную внутриполитическую систему, не подверженную внешнему влиянию.
Россия же сталкивается с новыми вызовами. Сегодня влияние в Сирии определяется не только наличием военных баз или мощью вооружений. Истинное влияние строится на экономике, реализации проектов, технологиях и участии в восстановлении страны, уважая её национальный суверенитет.
Главная сложность — найти баланс между потребностями и риском зависимости. Сирия нуждается в инвестициях, экономическом сотрудничестве и выходе из изоляции. При этом она не стремится к новой форме политической опеки. Сирии нужно избегать крайностей: распыления внимания или ориентации на одного партнёра. Ей необходима гибкая внешняя политика, которая улучшит её возможности, сбалансирует отношения с Востоком и Западом, откроет новые пути для инвестиций и поддержки, не превращая страну в арену для конфликтов.
В заключение стоит отметить, что послевоенные отношения между Дамаском и Москвой проходят проверку на прочность — проверку интересов и взаимного доверия. Полный разрыв связей, ведущий к неизбежным потерям, и зависимость, связанная с определёнными рисками, не могут рассматриваться как реалистичные варианты. Только путь поддержания баланса может дать Сирии реальный шанс на восстановление и способствовать установлению более стабильных и зрелых отношений с Россией в послевоенный период.





