
Фото: AP/TASS
Олег Фаличев
Политические ветры, которые дуют над Америкой последние месяцы, вызывают много вопросов, а в русофобской Европе — шок. Никто не ожидал от президента США Трампа таких кульбитов в отношениях со своими партнерами по НАТО, смягчения позиций к России, желания покончить с украинским конфликтом.
В самих США ситуация не лучше. Каковы же итоги уходящего 2025 года через призму отношений с Россией, куда качнется маятник истории? На эти и другие вопросы «Свободной прессы» ответил известный политолог доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ.
«СП»: Владимир Сергеевич, 2025 год был насыщен событиями, как в самих США, так и в их отношениях с партнерами по НАТО, Европой, другими странами. Но прежде давайте поговорим о ситуации в самой Америке…
— В США идут очень серьезные процессы, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Причем субъективный момент доминирует и связан с личностью Трампа. Дело в том, что Трамп как политический деятель привык принимать решения самостоятельно.
В этом плане он отличается от всех своих предшественников, которые приходили, если можно так выразиться, снизу. Трамп — представитель олигархических кругов. А такие люди действуют, как правило, самостоятельно. У них есть собственное видение того, что надо делать. Не удивительно, что после четырех лет летаргического сна Белый дом демонстрирует такую вулканическую активность.
Трамп хочет добиться всего и сразу, но у него, судя по всему, нет «дорожной карты», нет стратегии и приоритетов, последовательности решения задач. Америка, находится в некотором смысле на распутье.
Развилка эта состоит в том, что по заявлениям Республиканской партии предполагается отход от двухпартийного правления. То есть отказ от классической американской демократии, которая, можно сказать, работает по принципу маятника.
Если противостояние партий будет продолжаться, то республиканцы могут потерять контроль над одной из палат Конгресса на промежуточных выборах через год. Тогда Трамп станет «хромой уткой». Поэтому выборов этих вообще может не быть. Трамп уже дал понять: никакого влияния на обстановку они не окажут. А значит «маятник» в пользу демократов не должен отклониться слишком далеко.
Вывод из этого можно сделать такой: обострение противоречий, борьба между демократами и республиканцами к президентским выборам будут только нарастать. 2025 год показал, что точек соприкосновения у них практически не осталось.
Очень важный момент в том, что администрация США начинает использовать армию в американской внутренней политике, чего никогда не было на протяжении последних 100 лет. А после Второй мировой войны это было даже законодательно запрещено.
Сегодня Трамп вводит армию в крупные города страны и пытается там закрепиться. Так что сегодня американские вооруженные силы востребованы, прежде всего, внутри самой Америки.
«СП»: Не менее серьезны изменения и во внешней политике США. Какова значимость недавно принятой там Стратегии национальной безопасности?
— Я бы назвал ее не Стратегией национальной безопасности, а видением Трампа того, как США должны позиционировать себя в мире. Эта Стратегия уже вызвала резкое осуждение в Европе. В США демократы ее также осудили. Однако мы ее можем только приветствовать, поскольку впервые Россия там не представлена в качестве врага.
Думаю, с ее появлением администрация начинает решать проблему планового перехода на заранее подготовленные позиции. Подобное в Америке уже бывало, например, после окончания вьетнамской войны. Это — некоторое историческое отступление. Дело в том, что у США нет ни сил, ни ресурсов, ни желания продолжать выполнять роль мирового полицейского.
В условиях многополярного мира уже не может быть государства, которое безраздельно господствует на земле. Основной приоритет США отдают западному полушарию и индо-тихоокеанскому региону при нарастании конкурентной борьбы с Китаем. Поддержка союзников в ЮВА для них очень важна. На этих же весах — отход от традиционной роли США в Европе, ослабление поддержки НАТО, безразличное отношение к Африке.
Но самое главное отличие от предыдущих стратегий, пожалуй, в другом.
Отныне не Россия является главным геополитическим противником США. От антироссийской риторики администрация отошла. Нет упоминания и о странах-изгоях. С Китаем, сказано, надо избегать войны. Россия же Америке нужна скорее как союзник и партнер, нежели геополитический противник.
США мыслят о возвращении России в западную политику не только для противодействия Китаю, но и Евросоюзу — как рычаг давления на брюссельскую бюрократию, что просто потрясло западные столицы. Совершенно очевидно: Евросоюз объявлен главным соперником США. В этом какая-то фантастическая рокировка: противник — не Россия, а Евросоюз.
Более того: если ЕС будет противодействовать, то может возникнуть ситуация Второй мировой войны, когда Вашингтон и Москва были союзниками против Берлина.
Для Европы следует вывод: она должна сама себя защищать, поскольку США больше не могут распылять свои ресурсы. В этом отношении, можно сказать, Трамп претендует на второе издание доктрины Монро, которая на 100 лет вперед определила американскую внешнюю политику — «Америка превыше всего».
«СП»: Изменения в военной политике и стратегии США тоже существенны?
— Американцы не хотят больше иметь огромное количество военных баз, вмешиваться во все территориальные споры. Но при этом не надо забывать, что администрация вывела страну на рекордный военный бюджет — около 1 трлн. долларов. Так что США, несмотря на смягчение внешнеполитических позиций, остаются серьезной военной угрозой для России и продолжают делать большую ставку на военную силу. Каковы их новые приоритеты?
Первое. Военная мощь и интересы должны быть сосредоточены в западном полушарии. За исключением, возможно, противостояния с Китаем. И то, что сегодня происходит вокруг Венесуэлы, красноречиво подтверждает это магистральное направление американского подхода к военному строительству.
Второе. США решили уделять очень большое значение стратегическим вооружениям, сосредотачивая усилия на модернизации стратегических сил, ядерном потенциале, космических войсках. Большое внимание уделяется вопросам противоракетной обороны («Золотой купол»), разведке.
Третье. США создают вообще новый тип вооружений, связанных с искусственным интеллектом (ИИ). Это, образно говоря, новый тип военной машины, когда войны будут вести не штабы, генералы и солдатские массы, а ИИ. Что неизбежно внесет коррективы и в ядерные доктрины. Если раньше считалось, что ядерную войну невозможно выиграть, то теперь ИИ отвечает: это возможно. И заявления Трампа о возобновлении ядерных испытаний — в русле такой стратегии и новой военной доктрины.
Вся эта ситуация для нас принципиально важна. Она не отменяет главной надежды англосаксов измотать Россию в гонке вооружений — по опыту 80−90-х годов. Поэтому в перспективе, на мой взгляд, нас ждет, вероятно, новая гонка вооружений, особенно связанных с искусственным интеллектом, новыми видами ВВТ*. Прежде всего, стратегических, космических, как это было при Рейгане.
Здесь не должно быть никаких иллюзий. Улучшение отношений совсем не означает, что мы должны перековать мечи на орала. Ничего подобного. Надо понимать, что США — не голубь мира, мы наблюдаем лишь изменения приоритетов в их военном строительстве.
«СП»: Какова должна быть политика России в ситуации, когда ломаются многие геополитические приоритеты, устои и стереотипы?
— Президент России Владимир Путин четко высказался на этот счет. Нам нужно развивать науку, технику, технологический потенциал. Перед нами стоят все те же проблемы, которые возникли после окончаний Второй мировой войны, когда под угрозой нападения на СССР англосаксов (план «Немыслимое») нам пришлось в срочном порядке создавать свой ракетно-ядерный щит, системы противовоздушной и противоракетной обороны. То есть коренным образом менять оборонную стратегию.
Сегодня главное — военно-техническая революция, которая рождает новые ВВТ и новые рода войск, как, скажем, войска беспилотных систем.
Мы должны показать потенциальному противнику, что все попытки одержать верх над Российской Федерацией на поле боя обречены на провал. О чем, впрочем, говорит не только весь исторический опыт, но и наши последние научно-технические достижения в создании новых образцов вооружения таких, как «Орешник», «Буревестник», «Посейдон» и другие. Победа на поле боя всегда была и будет за нами!
* Вооружение и военная техника (ВВТ).
Источник: https://svpressa.ru/politic/article/495972/






