Валюты

ЦМКБ «Алмаз» продемонстрировало на «Неве» свои проекты судов с полной заменой импортных компонентов

Центральное морское конструкторское бюро Объединённой судостроительной корпорации «Алмаз» на международной выставке «Нева 2025» продемонстрировало новые проекты маломерных судов. В их числе — служебно-разъездные катера ледового класса и гибридная яхта с уникальной энергетической установкой.

Основной фокус разработок — полное замещение импортных компонентов отечественными аналогами.

Стандартизация и массовость производства

Среди новых разработок — многофункциональный катер ледового класса Ice3 («Нерпа»), предназначенный для обслуживания портовой акватории. Катер способен устранять разливы нефтепродуктов, тушить пожары, перевозить грузы весом до 5 тонн и перевозить до 10 пассажиров и трёх членов экипажа.

Энергетическая установка катера основана на двигателе, разработанном компанией «Промышленные компоненты Камаз». Представитель ЦМКБ «Алмаз» в интервью «ДП» подчеркнул, что при проектировании многофункциональных судов особое внимание уделяется серийности и стандартизации.

«Мы стремимся использовать проверенные временем серийные платформы. Это не означает приверженность консервативным подходам. Речь идёт о конкурентоспособности, которая зависит не только от дизайна и технических характеристик, но и от стоимости. Производство серийных судов обходится дешевле и происходит быстрее, что и требуется заказчикам. Например, есть корпус, который доказал свою эффективность в плане скорости, мореходности и безопасности. На его основе можно устанавливать различное оборудование — пожарный гидрант, кран-балку, лебёдку. Также можно изменять конфигурацию для размещения шести или восьми человек и так далее. Именно в этом и заключается стандартизация», — отметил эксперт.

Конструкторское бюро также представило проекты лоцманских судов: многофункциональный буксир (проект ЛС005Б) длиной 20,5 метра с тяговым усилием на гаке около 20 тонн и судно повышенной мореходности (проект ЛС007) длиной 30 метров, способное перевозить 12 лоцманов при волнении до 6 баллов по шкале Бофорта.

Гибридная яхта и сотрудничество с вузами: успехи бюро «Алмаз»

На выставке «Нева 2025» в Санкт-Петербурге состоялась премьера гибридной яхты длиной 43 метра. Её энергетическая установка работает на газу и накопителях электроэнергии отечественного производства. По оценкам разработчиков, судно может пройти до 1000 миль в автономном режиме.

Использование газа снижает затраты вдвое по сравнению с дизелем и почти полностью исключает выбросы вредных веществ.

Партнёрство с университетом

Кроме разработки новых проектов, бюро «Алмаз» активно сотрудничает с вузами. На выставке «Нева 2025» было подписано соглашение о расширенном партнёрстве с Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Это сотрудничество включает реализацию совместных научно-образовательных программ и активное участие студентов в реальных проектах бюро. Педагоги университета повышают свою квалификацию в области цифрового проектирования непосредственно на базе бюро. В свою очередь, инженеры «Алмаза» имеют доступ к учебной инфраструктуре университета, включая аэродинамическую трубу, опытовый бассейн и специализированные тренажёры. Таким образом, компания не только создаёт новые суда, но и активно вкладывается в подготовку квалифицированных специалистов, что важно для долгосрочного развития отрасли.

Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» было основано в 1949 году и входит в Объединённую судостроительную корпорацию. Бюро специализируется на проектировании различных типов судов, включая скоростные катера, противоминные и патрульные корабли, суда на воздушной подушке, научно-исследовательские и спасательные суда, а также плавдоки и суда для Арктики. За свою долгую историю «Алмаз» разработал свыше 26 тысяч кораблей и судов, которые были построены в 40 странах мира.

Темпы развития отрасли

В своём приветственном слове к участникам выставки «Нева 2025» министр промышленности и торговли Антон Алиханов отметил высокие темпы развития судостроительной отрасли. За первое полугодие 2025 года предприятия передали заказчикам 47 судов. Алиханов также подчеркнул важность амбициозных задач на будущее, сформулированных в национальном проекте по обеспечению транспортной мобильности страны.

«Постепенно выходят в серийное производство новые узлы, агрегаты и системы, которые ранее в России не выпускались. Более 30 российских предприятий уже достигли стадии серийного производства. Минпромторг России активно поддерживает эти процессы, оказывая предприятиям как финансовую, так и нефинансовую помощь», — отметил Алиханов.

Выставка «Нева 2025» проходила с 23 по 26 сентября в Санкт-Петербурге. В этом году мероприятие собрало более 700 экспонентов и более 30 тысяч посетителей. В рамках деловой программы обсуждались вопросы государственной поддержки судостроения, строительства ледокольного флота, развития мультимодальных хабов и кадровой политики отрасли.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»