Для обеспечения длительной и надежной работы автомобильного двигателя необходимо использовать подходящее моторное масло. Рассмотрим ключевые обозначения, указанные на упаковке.
Многие автовладельцы не придают большого значения выбору моторного масла для своего автомобиля, полагаясь на рекомендации специалистов на СТО или в дилерских центрах. Однако если вы хотите самостоятельно выбрать масло, важно научиться разбираться в маркировке на канистрах. На какие аспекты следует обратить внимание?
Тип основы моторного масла: минеральное, синтетическое или полусинтетическое
Один из ключевых параметров моторного масла — это его основа. Минеральные масла (обозначаются как Mineral) производятся путем переработки нефти. Это наиболее традиционный метод, поэтому такие масла не рекомендуются для современных высокопроизводительных турбомоторов. Тем не менее, они остаются одними из самых доступных на рынке.
Синтетические масла (Synthetic или Fully Synthetic) изготавливаются из синтетических химических соединений, а не из нефти. Они значительно превосходят минеральные масла по многим параметрам: обеспечивают лучшую защиту двигателя от износа и сохраняют необходимую вязкость при низких температурах.
Многие современные масла, соответствующие самым высоким стандартам, создаются на основе ПАО (полиальфаолефинов) или содержат их добавки. В таких случаях в обозначении масла присутствует аббревиатура PAO. Эти масла отличаются высокой термостойкостью и устойчивостью к окислению, что делает их идеальными для двигателей с высокой тепловой нагрузкой.
Полусинтетические масла (Semi-Synthetic) представляют собой компромисс между минеральными и синтетическими маслами. Они состоят из смеси минеральной и синтетической основ и содержат множество присадок. Такие масла подходят для большинства двигателей и стоят дешевле, чем полностью синтетические.
Производители моторных масел постепенно отказываются от использования устаревших минеральных масел, так как они не соответствуют требованиям современных двигателей. В результате синтетические масла становятся стандартом.
Переходим ко второй важной характеристике моторного масла — его вязкости, которая определяется по стандартам SAE (Ассоциации автомобильных инженеров). Вязкость обозначается двумя числами.
Первое число (например, 5W) указывает на текучесть масла при низких температурах. Чем меньше это число, тем более морозостойким является масло.
Второе число (например, 30) характеризует способность масла выдерживать высокие температуры. Оно также влияет на его прокачиваемость через каналы двигателя. Современные двигатели имеют небольшие зазоры, поэтому очень высокая вязкость может нанести вред.
API и другие стандарты
Международная классификация масел разработана Американским институтом нефти (API). Буквы, такие как SL, SM, SN, SP и SQ, обозначают поколения стандартов: чем ближе вторая буква к концу алфавита, тем новее масло. Например, новейший стандарт SQ для бензиновых двигателей был введен в 2025 году, заменив API SP. Для дизельных двигателей используются обозначения CK-4 и FA-4, причем последний допуск имеет особенности и не совместим с другими жидкостями.
Другие классификации моторных масел
Помимо стандартов API и классификации по вязкости SAE, существуют и другие системы, такие как ACEA и ILSAC. ACEA разделяет масла на различные категории: например, для дизельных или бензиновых двигателей, а также на энергосберегающие и масла с высокими защитными свойствами.
ILSAC устанавливает более строгие требования. Современные масла должны иметь маркировку GF-6 или GF-7, введенную в 2020 и 2025 годах соответственно.
Требования автопроизводителей
Даже если масло соответствует самым современным стандартам, это не гарантирует его идеальную совместимость с конкретным автомобилем. Поэтому ведущие автопроизводители указывают свои допуски на канистрах. Аббревиатура OEM (Original Equipment Manufacturer) означает «производитель оригинального оборудования».
Например, масла, одобренные BMW и Porsche, могут отличаться от рекомендаций Ford, Volvo, Volkswagen или Mercedes-Benz, так как каждый автопроизводитель имеет свои требования.
Выбор моторного масла для современных двигателей
Правильный выбор моторного масла существенно влияет на долговечность и надежность двигателя. Для современных автомобилей с турбированными, форсированными или дизельными моторами рекомендуется использовать полностью синтетические масла, способные выдерживать высокие нагрузки и температуры. Экономить на качестве масла, выбирая более дешевые варианты, может привести к поломкам и преждевременному износу двигателя. Использование качественного синтетического масла, обеспечивает надежную защиту и увеличивает срок службы автомобиля.