Валюты

«Лермонтов», «Фейерверки днем» и другие фильмы на «Маяке». Часть первая

Фото: архивы пресс-служб

В Геленджике проходит третий фестиваль актуального российского кино «Маяк». Редактор рубрики «Кино» Time Out вещает с полей и рассказывает о первой половине программы смотра.

«Лермонтов», реж. Бакур Бакурадзе

В прокате с 16 октября

Пожалуй, не существует большего фильма-антипода «Пророка. Истории Александра Пушкина», чем фильм открытия «Маяка» «Лермонтов» Бакура Бакурадзе. Там, где режиссер Умаров бравирует и кричит, Бакурадзе молчит. Там, где Юра Борисов с молодецкой удалью прыгает по столам, Илья Озолин, исполнитель заглавной роли, убирает руки за спину и, немного поникнув, максимум выпаливает едкую фразочку.

Серый и туманный «Лермонтов», в отличие от «Пророка» — пример другой задачи. Вместо обрывистого и пестрого пересказа всей жизни — драма последнего дня, рассказ о неминуемости смерти и ее глупой природе. В каком-то смысле актуальность «Лермонтова» заключается в том, что он отчетливо дает понять: выхода нет, даже если он есть, по крайней мере, когда на плечах горячая голова, не способная на извинения, прощение и отступление.

Картина выйдет в российский прокат 16 октября, но массовому зрителю «Лермонтов» наверняка будет чужд. Медленный, созерцательный фильм так и не разгоняется, но все же начинает работать ближе к финалу, когда аллюзия на современные события продирается сквозь туман и деревья в лесу, где в последний раз гуляют Лермонтов и Мартынов. В этой плоскости, если ее уловить, картина смотрится куда богаче, чем вне ее.

Оценка Time Out: 6 из 10

«Мой сын», реж. Вячеслав Клевцов

В прокате с 6 ноября

Дебютное кино часто видно за версту. Первый фильм конкурсной программы «Маяка» — идеальный тому пример. Юлия Снигирь играет успешного адвоката, которая вмиг теряет семью: муж уходит, оставляя ей на попечение неродного сына (Леон Кемстач). Зато на работе появляется возможность навариться: богатый отец избитого парня-насильника предлагает крупную взятку, чтобы усадить обидчика на 8 лет. По обыкновению оказывается, что преступник — еще и тренер по единоборствам ее сына, который намерен отомстить за несправедливость.

Это кино из категории «казаться, а не быть» даже не кажется — оно пытается казаться злободневным. На самом же деле порочный круг коррупции и несправедливости, очерченный границами центра Москвы, вызывает не более чем нервные смешки. Символизм, кинутый зрителям, будто кость собаке, серые декорации богатой столицы и хит-парад ублюдочных образов — кино получилось безликим и оторванным от реальности. Создатели назвали его «картиной сложной судьбы», а режиссер и сценарист даже не решились представлять свою работу на фестивале. Вероятно, такая же судьба ожидает «Моего сына» и дальше, когда он доберется до проката. Дата релиза назначена на 6 ноября.

Оценка Time Out: 3 из 10

«Присутствие», реж. Аполлинария Дегтярева

Первый из двух якутских фильмов программы предваряли два ярких выступления. Актрисы картины исполнили песню на родном языке и провели специальный обряд на удачу — зрители завязали на веревку несколько ленточек под заклинательные напевы. Оказалось, что самобытным было не только вступление, но и фильм.

Действие дебютного камерного хоррора разворачивается в одной квартире в самый разгар пандемии. Главная героиня страдает агорафобией и потихоньку сходит с ума, сталкиваясь с травмами и демонами прошлого. Картина, которая длится всего час, исполняет несколько сюжетных пируэтов, в том числе фольклорных. Как итог — симпатичный околоужас с оригинальными жанровыми решениями о домашнем насилии и мизогинии. Лента, снятая на крохотные деньги, вряд ли получит главный приз, но наверняка запомнится зрителям.

Оценка Time Out: 5 из 10

«Фейерверки днем», реж. Нина Волова

Первым по-настоящему мощным фильмом «Маяка» стал третий дебют первого дня — простое и невероятно милое драмеди «Фейерверки днем».

Люстровый бизнес Виктора (Александр Робак) терпит неудачу. На помощь к нему приезжает педантичный китайский партнер Вэйхонг, который пытается познать широкую русскую душу. Спойлер — ничего у него, конечно, не выходит, и поэтому в счет долга он намерен забрать дом Виктора. Но против уже три дочери незадачливого бизнесмена. Их играет волшебное трио — Дарья Коныжева, Вера Енгалычева и Мария Раскина. На протяжении полутора часов постановщица Нина Волова очень нежно пытается разобраться, что же с этим всем делать.

Удивительно, с какой легкостью фильм говорит на вечные темы. Без надрыва, криков и с иронией. Любовь так и сквозит из «Фейерверков днем», а чеховские мотивы — «Вишневый сад» и «Три сестры» узнаются моментально — и становятся почвой для отличного сценария. Волова, словно офтальмолог, раз за разом удачно переставляет оптику. Зритель взглянет на проблемы то глазами китайца, с удивлением и интересом изучающего чуждый, но богатый на чувства и приветливый к нему мир, то глазами каждой из дочерей, то отца — простого русского мужика. Главная эмоция после просмотра — всех центральных героев хочется обнять, и это волшебный итог. Так что зал одарил создателей заслуженными длительными аплодисментами.

Оценка Time Out: 8 из 10

«Огненный мальчик», реж. Надя Михалкова

В прокате с 6 ноября

В программе «Маяка» оказалось два фильма-побратима: «Мой сын» и «Огненный мальчик». Оба рассказывают историю о сильных мира сего, бесконечной власти и утерянных связях родителей и их детей как последствие разлада в семье. И в обеих картинах есть сцены с прогулкой героев по засеянному полю, как в «Гладиаторе» — такая вот черная метка нынешнего фестиваля.

По сюжету сын депутата, которую играет Юлия Высоцкая, становится косвенным виновником смерти парня в ночном клубе, и властная мама отправляет его в ссылку к гиперопекающей героине Анны Михалковой. Совершенно не готовый к жизни без смартфона и благ цивилизации парень, поначалу кричит и рвется домой, но, будучи окруженным километрами лесов, постепенно начинает искать себя и находит помощь там, откуда ее не ждал.

К сожалению, красиво снятое оператором Алишером Хамидходжаевым кино разрушается, не начавшись. К «Огненному мальчику» возникает необычная претензия — его завязка неубедительна, конфликт выстраивается на спорном моральном и юридическом происшествии. На Q&A-сессии после фильма Надя Михалкова уточнила, что поворотное событие в ночном клубе вовсе не такое уж и поворотное, а поиск себя — лишь внутренняя потребность парня. Конечно, это небольшое лукавство: следить за фильмом с непрочно установленным конфликтом не так уж и просто.

Оценка Time Out: 4 из 10

 «Картины дружеских связей», реж. Соня Райзман

Фильм, покоривший фестивальную публику — черно-белый мамблкор, то есть низобюджетное авторское кино дебютантки Сони Райзман, буквально взорвало зрительный зал. Причины на поверхности — «Картины дружеских связей» рассказывают о группе тридцатилетних, застрявших в безвременье студентов актерской студии. К слову, их мастера играет насмехающийся над собой Евгений Цыганов. Они пытаются открыть себя, снять собственное кино, но всякий раз находят друг друга на очередной тусовке, а никак не за долгожданной работой. 

Публика «Маяка» состоит в основном из кинематографистов, которые увидели в героях самих себя. Остальным же зрителям приходится лишь пожимать плечами — эта картина создана своими для своих. Следить за хипстерами под кайфом в андеграундном фильме человеку не из мира кино — сущая пытка. Хотя нужно отдать должное постановщице и сценаристке Софье Райзман, которая поместила в свою работу много индустриальных шуток. До «Киностудии», конечно, объемы не дотягивают, но профессиональная публика оценила. А дальше междусобойчик вряд ли уйдет.

Оценка Time Out: 2 из 10

Источник: https://www.timeout.ru/msk/feature/lermontov-fejerverki-dnem-i-drugie-filmy-na-mayake-chast-pervaya

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»