Без рубрики

Архивы ООН: голоса и лица, создавшие современный мир

Стопки коробок с кинолентами в аудиовизуальном архиве штаб-квартиры ООН.

Стопки коробок с кинолентами в аудиовизуальном архиве штаб-квартиры ООН. Архивы ООН: голоса и лица, создавшие современный мир Культура и образование

Каждый год в 27 октября мир вспоминает и чтит то, что может исчезнуть без следа – наше аудиовизуальное наследие. Всемирный день аудиовизуального наследия был учрежден ЮНЕСКО в 2005 году. Основная цель – привлечь внимание к хрупкости этих материалов и необходимости их сберечь. Сохранить аудиовизуальное наследие – значит сохранить нашу идентичность, нашу историю и возможность учиться у прошлого.

Одним из крупнейших аудиовизуальных архивов мира являются фонды Организации Объединенных Наций. С момента основания ООН в 1945 году здесь хранятся тысячи часов видео- и аудиозаписей и сотни тысяч фотографий, запечатлевших ключевые события международной дипломатии. Это не просто хроника заседаний – это живые свидетельства эпохи, в которой формировались глобальные принципы мирного сосуществования, прав человека и международного сотрудничества.

В ООН хранятся более 37 тысяч пластинок с записями заседаний.

В ООН хранятся более 37 тысяч пластинок с записями заседаний.

Особое место в этих архивах занимают выступления первых покорителей космоса – Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, а также советских политиков и дипломатов, сыгравших важную роль в создании ООН. Среди них – речи Андрея Громыко, Вячеслава Молотова и других представителей СССР, участвовавших в Сан-Францисской конференции 1945 года и первых заседаниях Генеральной Ассамблеи. Их голоса, интонации, аргументы – все это можно услышать и увидеть благодаря бережному хранению и оцифровке материалов.

Сегодня эти записи доступны онлайн через платформу UN Audiovisual Library и используются исследователями, журналистами, студентами и всеми, кто интересуется историей международных отношений. Это яркий пример того, как аудиовизуальное наследие становится не просто архивом, а живым инструментом образования и диалога между поколениями.

Какие секреты хранят аудиовизуальные архивы ООН?

Хрупкие свидетельства прошлого

Если на заре цивилизации люди увековечивали историю в камне, способном пережить тысячелетия, как это было с древнеегипетскими и древнеримскими скрижалями, то в новейшее время для хранения памяти используются куда более хрупкие материалы.

Фильмы, радиопередачи, телепрограммы, музыкальные произведения – все то, что содержит живые эмоции, голоса, лица и актуальные события наших дней – нередко хранится на пленке и виниле. Пленка разрушается, пластинки царапаются, кассеты размагничиваются, цифровые форматы устаревают. Без специальных усилий мы рискуем потерять уникальные свидетельства прошлого: хроники, интервью, документальные фильмы, записи исчезающих и уже исчезнувших языков и культур.

Однажды утерянное и вновь обретенное

Человечество сумело многое спасти, но кое-что утеряно навсегда. После военного переворота 1973 года в Чили были уничтожены тысячи часов телепередач, интервью и документальных фильмов. Часть архивов удалось сохранить благодаря усилиям Национальной библиотеки и международных партнеров. Сегодня эти записи помогают молодым поколениям понять, как выглядела чилийская демократия до диктатуры.

Уникальные киноленты советской Арктики, снятые в 1950–70-х годах на полярных станциях, долгое время считались утраченными. Позже часть из них была найдена в личных коллекциях и восстановлена в цифровом формате. Эти кадры не только имеют научную ценность, но и хранят визуальные свидетельства жизни в экстремальных условиях.

В Индонезии ученые записали интервью с носителями редких языков, которые сейчас практически не используются в повседневной жизни. Без этих аудиофайлов целые культуры могли бы исчезнуть бесследно. Сейчас они хранятся в цифровом архиве и доступны для лингвистов по всему миру.

Относительно недавно на таком оборудовании в ООН монтировали кадры хроники.

Относительно недавно на таком оборудовании в ООН монтировали кадры хроники.

Цифровая эра – новые вызовы

С одной стороны, цифровые технологии дают шанс сохранить больше и дольше. С другой – они требуют постоянного обновления, защиты от потери данных и киберугроз. Поэтому сохранение аудиовизуального наследия – это не только кропотливый труд архивистов, но также внедрение новейших цифровых решений, совершенствование законодательства в сфере прав доступа и интеллектуальной собственности, а также широкое международное сотрудничество.

Фильмотеке «Мосфильма» хранит более 2,5 тысяч наименований. Несмотря на передовые методы консервации, кинопленка со временем неизбежно теряет качество, поэтому с начала 2000-х годов студия активно занимается цифровой реставрацией. Сегодня этот процесс включает не просто оцифровку, но и восстановление оригинального замысла автора, улучшение изображения и сохранение фильмов в формате 4K.

Во многих странах 27 октября проходят специализированные мероприятия: показы архивных фильмов, выставки, лекции, акции по оцифровке старых записей. В них участвуют музеи, библиотеки, телекомпании, архивы, университеты и отдельные энтузиасты. Так, проект ЮНЕСКО «Оцифровывание нашей общей истории» помогает странам с ограниченными ресурсами сохранить свои аудиовизуальные сокровища. Международные организации, такие как AMIA и Международный архивный совет, координируют усилия по всему миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»