Согласно исследованию , около половины россиян не знакомы с понятием дипфейк. В то же время почти треть сотрудников крупных компаний уже сталкивались с мошенническими атаками, в которых использовалась эта технология. Исследование охватило тысячу респондентов из городов-миллионников.
Дипфейк — это технология создания видео, аудио и изображений с помощью нейросетей, которые практически неотличимы от реальных. Наиболее распространены дипфейки с гиперреалистичной заменой лиц в видео, аудиодипфейки и фотореалистичные портреты, применяемые в рекламе и социальных сетях.
Из участников опроса 52% знали о дипфейках, а 48% — нет. При этом почти треть сотрудников крупных компаний уже сталкивались с мошенническими атаками, использующими эту технологию.
Большинство респондентов взаимодействовали с дипфейками через развлекательный контент в интернете (64%) или рекламу (27%). Однако некоторые сталкивались с социальной инженерией.
В 19% случаев мошенники выдавали себя за друзей и родственников, а в 18% — за руководителей и коллег респондентов.
Чаще всего попытки кражи данных с использованием образов коллег происходили в среднем бизнесе. В малом и крупном бизнесе такие атаки случались реже, а в микробизнесе вообще не фиксировались.
Мошенники, использовавшие дипфейки для имитации руководителей и коллег, чаще всего связывались через мессенджеры Telegram и WhatsApp (владелец Meta, запрещённой в России как экстремистская организация). На втором месте по популярности были социальные сети.
Исполнительный директор «МТС » Павел Потехин отметил, что успешная атака с подменой личности руководителя может привести к значительным финансовым потерям и репутационному ущербу для компании. Он также подчеркнул, что разделение рабочих и личных коммуникаций может помочь предотвратить кражу корпоративных данных. Например, использование только корпоративной ВКС-платформы для общения внутри компании снижает вероятность доверия к видеозвонкам от руководителя в Telegram. Кроме того, разработчики корпоративных ВКС-систем активно внедряют антифрод-решения.