
Кирилл НЕПОМНЯЩИЙ
Представьте себе не просто «историю праздника», а некую аллегорическую метафору — в образе реки, которая начинается с маленького древнего родника; реки, вбирающей в себя воды-течения разных культур, меняя русло, и, наконец, превращаясь в мощный яркий карнавальный поток. Это и есть история Хэллоуина, если в двух словах.
Самайн: ночь, остановившая время 2 000 лет назад
Самайн является прямым предком нынешнего Хеллоуина. Когда в Ирландию и Британию пришло христианство, церковь попыталась искоренить языческие традиции, чёрную магию, «нелегитимные» оккультные обряды и т.д. Для этого праздник Всех Святых All Hallows’ Day, — который отмечался 1 ноября, — был перенесён на сомнительно-крамольную, по мнению отцов церкви, дату, чтобы вытеснить Самайн. Ночь накануне, — с 31 октября на 1 ноября: — стала называться All Hallows’ Eve — Канун Дня всех святых, — что со временем сократилось до знакомого нам Halloween. Но давайте разберёмся поподробней…
Самайн произносится как «са-унь» или «сау-ин», от древнеирландского Samain. Один из важнейших праздников в календаре древних кельтов, знаменовавший собой конец старого года и начало нового. Это не был «праздник» в нашем нынешнем понимании. Для кельтов, чья жизнь зависела от циклов земли, ночь с 31 октября на 1 ноября была сакральным рубежом: онтологическим Рубиконом, так сказать. Лето, свет и старый год умирали, наступала тёмная зимняя половина года. Но речь шла не только о смене сезонов, сколько о тончайшей завесе меж временными континуумами. Кельты верили, что в эту таинственную ночь ткань, разделяющая миры живых, — Лиот: «этот мир», и мёртвых — Тир-н-Анг: «Иной мир», — становилась призрачной и… проходимой. Но из Иного мира умиротворённо прибывали не только духи предков, но и сиды — не-боги-не-люди: — всяческие феи, эльфы, толкиновские гоблины-хоббиты и прочая магическая нечисть, которая могла быть как благожелательной, так и крайне опасной. Скажем, попав в мир сидов, человек мог провести там, как ему казалось, несколько дней, а вернувшись, обнаруживал, что на земле прошли десятки лет: как на планете Миллер в «Интерстелларе», помните?
Ритуальные костры друидов, кельтских жрецов, были не просто кострами, а — очищением. Это было массовое действо. От священного костра, разведённого друидами, люди зажигали факелы и несли новый огонь в свои тёмные дома, чтобы он защищал их всю зиму. Это был акт коллективного очищения и обновления. Надевая звериные шкуры и страшные злые маски, люди не просто «рядились». Они маскировались под недружелюбных духов «оттуда», чтобы те, бродящие среди живых, приняли их за «своих», не причинив вреда. Это была тактика выживания в ночь всеобщего хаоса. На порог выставляли тарелки с едой и сладостями — не для детей (как это стало в дальнейшем), а: — чтобы умилостивить блуждающие сущности и заручиться их благосклонностью.
Христианское переосмысление. Битва за души VII—XI веков
Церковь, пришедшая на кельтские земли, столкнулась с пренеприятной проблемой — язычеством друидов: искоренить Самайн было практически невозможно. Тогда его решили не запретить, а — поглотить и трансформировать. Папа Григорий III в VIII в. делает гениальный по задумке ход: переносит День всех святых — All Hallows’ Day — с 13 мая на 1 ноября. А папа Григорий IV в IX веке назначает его обязательным для всей Франкской империи: в V—IX вв. крупнейшего могущественного государства Западной Европы после падения Рима. Именно на его обломках позже сформируются современные Франция, Германия, Италия. Так языческая ночь стала All Hallows’ E’en — сиречь вечером перед Днём всех святых. Чтобы «закрыть» кельтскую тему духов полностью, на 2 ноября установили День всех усопших — All Souls’ Day. Теперь у «верных христиан» был полный цикл:
1 ноября — почтить святых,
2 ноября — помолиться за всех умерших,
а 31 октября — пережить отголоски древнеязыческого Хаоса, но уже в более безопасном церковном контексте.
Тогда же появился обычай souling — «душевничество». Бедняки, а чаще дети, ходили от дома к дому и пели молитвенные песни в обмен на «духовные лепёшки»: soul cakes.
Каждая лепёшка символизировала молитву, которая должна была помочь душе быстрее выбраться из Чистилища. Это — прямой, но сильно изменённый предок trick-or-treat: главного обычая сегодняшнего Хеллоуина, отмечающегося 31 октября. Его можно перевести на русский как «сладость или гадость», «проделка или угощение» либо: «Жизнь или кошелёк!».
Второе рождение: переселение в Америку XIX века
Хэллоуин мог бы так и остаться регионально-европейским обычаем, если бы не тотальная трагедия. Миллионы ирландцев, бежавших от «Великого голода» 1840-х годов, привезли с собой в чемоданах свои традиции, в том числе и Хэллоуин. Встретившись на американской земле с обычаями других иммигрантов, например, немецкими традициями выстругивания из овощей, Хэллоуин начал мутировать. В Ирландии-Шотландии вырезали страшные рожицы из репы и брюквы. Но в Америке росла тыква — большая, мягкая, яркая, — идеально подходящая для резки. Так родился главный символ праздника — Jack-o’-Lantern: «Фонарь Джека», — чьё название происходит из ирландской легенды о скупце Джеке, который обманул дьявола и был обречён скитаться меж мирами с угольком в пустой репе. Происхождение фонаря связано с ирландской народной легендой, отсылающей нас к извечной фаустовской теме. Вот она…
Жил-был хитрый и пьяный кузнец по имени Джек. Как-то раз он сумел обмануть Дьявола, заманив его на дерево, и нарисовал вокруг ствола крест, чтобы тот не мог слезть. В обмен на свободу Джек заставил Дьявола поклясться, что тот не заберёт его душу в ад. «Хорошо», — согласился последний, осклабившись. Когда Джек умер, его не пустили в Рай из-за его греховной жизни. Но и в Ад он попасть не мог из-за своей клятвы с Дьяволом. Посему тот лишь насмешливо бросил Джеку тлеющий уголёк из адского пламени, дабы осветить себе путь в вечной непроглядной тьме… Джек положил уголёк в выдолбленную репу и с тех пор бесцельно скитается по земле, не находя покоя. Его прозвали «Джек-Скиталец»: Jack of the Lantern, а позже — Jack-o’-Lantern.
Изобретение современного Хэллоуина
XX век превратил Хэллоуин из народного гуляния в глобальный феномен. Изначально в Америке Хэллоуин был полон озорства, граничащего с вандализмом: переворачивание заборов, замазывание окон сажей. В 1930—50-е годы общество решило «одомашнить» праздник. Его стали продвигать как безопасное соседское мероприятие — для детей. Акцент сместился с «проказ» — на «угощение». Родители стали сами водить ребятишек по домам, а производители конфет увидели в этом золотую жилу! Классические фильмы ужасов типа «Хэллоуина»-1978 Джона Карпентера, сериалы (особенную роль сыграли «Симпсоны» с их «Страшными историями») и массовое производство костюмов — превратили Хэллоуин в супер-пупер индустрию. Костюмы перестали быть только непотребными — теперь можно было на один вечер стать сверхргероем, принцессой или популярным персонажем весёлого тик-ток мема. Чисто маркетинг, ничего личного…
Через фильмы, мощные сериалы и социальные сети американская версия Хэллоуина была экспортирована по всему миру. Сегодня в Токио, Сиднее или Москве люди, возможно, не знают о Самайне двухтысячной давности, но — с радостью надевают маскарадные костюмы и украшают тыквами витрины многочисленных винных баров и заведений. Представьте себе древний пергамент, на котором кельтские друиды написали свою историю о тьме и духах, и гоблинах… Христианские монахи поверх этого изобразили, в свою очередь: — слёзные трагедии о святых и спасении душ. Американские иммигранты добавили ярких красок: коммерция — сполна навалила глянца, а поп-культура — цифровых пикселей. Голливуд обернул всё это в великолепную обёртку от блестящей рождественской коробки, правда… ментально пустой. И ежели внимательно приглядеться, можно увидеть все жизненные слои в той хэллоуиновской «коробке счастья»: некоем «городке в табакерке» романтика-любомудра В.Одоевского — таинственной музыкальной шкатулке; либо в бахтинском карнавале беспечной радости: от пародийного трагизма до эпической антропологии человеческих фантазмов.
Так, в детском trick-or-treat — отголосок кельтских подношений духам и средневекового souling; в тыкве-светильнике — упрямый огонёк друидов с отголосками ирландских народных сказок; в разнообразнейших колоритных костюмах — древний первобытный страх и желание спрятаться, перевоплотиться в ночь, когда миры сходятся воедино, преодолев законы физики. Став палимпсестом невероятных наслоений из событий прошлого, настоящего и будущего… Став — Хэллоуином!
Источник: https://webkamerton.ru/2025/10/khellouinu-dve-tysyachi-let-epicheskoe-puteshestvie-ot-kostrov-druidov-v-globalnyy-karnaval
 
				




