Валюты

Интернет — территория свободы или цифровая тюрьма? Чиновникам-карьеристам стоит определиться

На территории России пользователи испытывают всё больше проблем с доступом к Сети. Апофеоз масштабного трёхдневного сбоя в работе мессенджеров пришёлся на 22 октября. По данным спецсервисов, соединение с паутиной барахлило в основном на юге страны, а до этого в Сибири и на Урале. В том числе через провод. VPN, пишут, помогал, но не везде.

 

В одних случаях вражеский WhatsApp* и условно вражеский Telegram некоторое время были полностью недоступны. В других невозможно было загрузить контент. Чаще всего фиксировались сбои в мобильном приложении (36%), нелады с оповещениями (33%) и отсутствие доступа к сайтам (22%).

 

Проблемы с доступом вызвали не только шквал недовольства, но и множество версий о причинах происходящего. Наиболее популярная: госструктуры тестируют новые варианты блокировки нежелательных ресурсов. Но встречалась и конспирологическая версия о намеренной деградации Сети с целью загнать всех пользователей в отечественный Max.

Хотя причина блокировок давно объявлена: «По данным правоохранительных органов и многочисленных обращений граждан, иностранные мессенджеры Telegram и WhatsApp стали основными голосовыми сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан».

 

В первый же месяц ограничение доступа к голосовым сервисам «сладкой парочки» иностранных мессенджеров, число звонков от мошенников сократилось на 40%, подчеркнуло с удовлетворением надзорное ведомство, комментируя сбой. Есть правда, сведения, что они перетекли на российские платформы, в тот же Max, но это уже другое.

 

Следует понимать логику чиновников. Главное — исполнить волю вышестоящего начальства: принять достаточно заметные для внешнего наблюдателя меры, похожие на полезную работу, и представить наверх и обществу (через прессу) убедительный отчёт, цифры, чтобы нельзя было упрекнуть в бездействии. Решит ли это саму проблему — не суть важно.

 

В случае с блокировками начальник, указавший на проблему, выше некуда — президент РФ. Ещё в декабре 2024-го по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин утвердил перечень поручений, среди которых значилась и блокировка звонков с преступными целями. Против лома нет приёма.

 

Помешать злоумышленникам использовать паутину для своих неблаговидных делишек должны помочь и отключения мобильного интернета, которые с весны фиксируются в самых разных регионах страны — от Белгорода до Камчатки. Хаотичность отключений, отсутствие в них системы, логики, видимо призваны ввести преступников в заблуждение.

Ссылки государства на преступность, как главную причину лишения граждан Сети и связанных с нею привычных сервисов, закономерно вызвали саркастическую реакцию.

 

Отметилось даже мифическое агентство «Панорама», специализирующееся на фабрикации невероятных новостей, высмеивающих странные коллизии общественной жизни.

 

«В России ведётся работа по „частичному аннулированию“ загранпаспортов для противодействия преступникам… За границей россиян могут обманывать и вымогать у них деньги… После ограничения излишних заграничных визитов, число преступлений против россиян за рубежом снизится по меньшей мере на 40%», — сострили в русском «Шарли Эбдо».

Другие анонимные весельчаки предположили, что паспорт для подтверждения совершеннолетия может понадобиться при посещении особых сайтов с «клубничкой». Если контент там российский, то внутренний краснокожий документ. Ну, а если это какой-нибудь зарубежный «порнохаб», придётся предъявить загранник.

 

Смех смехом, но в Госдуме, это воспринимают всерьёз. Необходимо внедрить обязательную идентификацию с использованием паспортных данных для доступа к онлайн-контенту, предназначенному для взрослой аудитории (18+), заявил член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

 

И он не одинок. Схожую идею высказали и в Общественной палате (письма трудящихся?) С учётом того, сколько у нас развелось ревнителей нравственности, найдутся и другие.

 

Хотя есть и голоса против. Так, создатель сайта Кремля Артём Геллер считает, что ни к чему хорошему такой порядок не приведёт. Он сослался на опыт некоторых стран ЕС, где «эти меры ничего не вызывают, кроме смеха, недовольства и программных ошибок».

«Хорошо, что пока ещё не дошло до утечек персональных данных несовершеннолетних», — добавил эксперт.

 

Несмотря на сопротивление общества, сам факт такого спора расширяет окно Овертона, приближает возможное будущее, когда без идентификации по документу Сеть (любой контент, а не только 18+) будет просто недоступна. Честному человеку, конечно, скрывать нечего, однако утверждение своего рода презумпции вины гражданина радовать не может.

Да и закон не позволяет. «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда», — гласит ст. 49 Конституции РФ. И далее: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

Так что пусть Сеть будет свободна. «Тот, кто жертвует насущной свободой ради малой толики безопасности, не достоин ни свободы, ни безопасности», так, кажется, говорил Бенджамин Франклин — не самый последний из сынов человечества. Это его портрет украшает столь уважаемые российскими верхами стодолларовые купюры. Есть резон прислушаться.

 

Но в некоторых начальственных головах образ будущего, кажется, уже сложился. По словам зампреда комитета ГД по информполитике Андрей Свинцова, в перспективе 3−5 лет действия пользователя интернета будут полностью деанонимизированы — каждый абонент будет регистрироваться через специализированный идентификатор, аналогичный «Госуслугам».

 

Возможно, депутата вдохновляет закон о безопасности в интернете (Online Safety Act), принятый весной в Британии.

Он обязывает пользователей контента 18+ идентифицировать себя через документ, паспортные данные или биометрию, провайдеров — контролировать переписку, а разработчиков сдавать государству свои алгоритмы и прочие тайны.

 

Вот только Илон Маск (цифровой авторитет и симпатизант России) назвал британский закон «безумием». МИД РФ и вовсе вспомнил Джорджа Оруэлла с его «мыслепреступлением» и «полицией мысли»: «Лондон под предлогом борьбы с дезинформациями, фейками устанавливает тотальный контроль над информационным пространством».

 

Да и как Россия может следовать за Британией?..

 

Есть, конечно, Китай с его знаменитым «файерволом», фильтрующим западные интернет-бациллы. Но там контроль над людьми всё-таки вторичен. На первом месте — развитие страны, намерение вывести её в глобальные сверхдержавы, а общество сделать зажиточным. То есть, цензурные моменты — это обеспечивающая мера, а не самоцель.

 

Если в России делать «как в Китае», то помимо Сети по паспорту очень желательно развить экономику, в частности электронику, чтобы иметь возможность цензурировать россиян с помощью суверенного оборудования, а не импортного, закупленного на всё более ценную валюту. А пока мы даже собственного смартфона нормального произвести не умеем.

 

О том, насколько важен доступ в интернет для поколения зумеров, входящего в жизнь, можно судить по мировым событиям. Блокировка соцсетей в Непале привела к восстанию молодёжи и падению вроде бы прогрессивного маоистского правительства. Отличилась зумеры и в Перу, и в Марокко, и только что на Мадагаскаре. Этого же никто не хочет?

Возможно, России стоит действовать от противного. Если противостоящий нам во всём Лондон ограничивает Сеть, то Москва должна поступать наоборот — поддерживать климат сетевой свободы. И тем делать страну привлекательной для выходцев с тех территорий, где взялись закручивать гайки, включая молодых британцев (русские буры?).

 

Подходящий лидер для такого движения имеется. Сам объявился. Павел Дуров, создатель Telegram опубликовал манифест, в котором обвинил Запад в цензуре. «Нашему поколению осталось мало времени, чтобы спасти свободный Интернет, созданный для нас нашими отцами», — написал он в свой день рождения, явно преисполненный миссии.

 

Отечественные чиновники могли бы неформально приветствовать посыл Дурова отказом от ужесточения доступа к Сети внутри страны. И умно остаться стоять чуть в стороне, вовремя кивая и поддакивая. Главное — не навредить. Всё остальное он сделает сам. Ресурсы и мозги имеются, а ненависти к Западу, после ареста во Франции, Павлу не занимать.

 

Россия долгое время была одной из стран с самым доступным интернетом. Пусть остаётся и впредь !

Источник: https://svpressa.ru/society/article/487370/

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»