
В государстве с населением свыше 46 миллионов человек остро ощущается нехватка воды. Это связано с рядом причин: возведением плотин в верховьях рек на территории Турции, Ирана и Сирии; разрушением и износом водной инфраструктуры, вызванным многолетними конфликтами, санкциями и политической нестабильностью; а также неэффективным управлением со стороны властей. Положение дел осложняет экстремальная засуха, ставшая самой сильной в Ираке за последние сто лет и вызванная изменениями климата. При этом спрос на воду растёт из-за увеличения числа горожан и чрезмерного использования водных ресурсов сельским хозяйством, которое потребляет более 80% всех водных запасов страны.
Около 60% водных ресурсов Ирака поступает из соседних источников, главным образом из Турции. Однако в последнее время объём этой воды значительно сократился по сравнению с предыдущими периодами. Плотины, особенно турецкие, построенные выше по течению рек, серьёзно ограничивают приток воды в Ирак, что усиливает водный кризис и обостряет проблему нехватки воды в стране.
Для смягчения ситуации Ирак заключил спорное соглашение с Турцией.
В ноябре эти две страны официально утвердили многомиллиардное Рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере водных ресурсов. Согласно этому документу, Ирак будет ежедневно продавать определённое количество баррелей нефти, а вырученные средства будут направлены в специальный фонд для финансирования проектов по улучшению водной инфраструктуры, которые будут реализовывать турецкие компании. В рамках сделки эти компании построят в Ираке водохранилища, плотины и другие объекты, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов.
Правительство Ирака утверждает, что соглашение впервые создаёт механизм гарантированного водоснабжения, учитывающий потребности страны в сельском хозяйстве, промышленности и обеспечении питьевой водой, при этом сохраняя полный суверенитет над управлением водными ресурсами. Однако внутри страны сделка вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые иракские политики и эксперты считают неприемлемым связывать доступ к воде с нефтяными доходами и опасаются усиления зависимости Багдада от Анкары. Они полагают, что соглашение может предоставить Турции дополнительные возможности для влияния на Ирак в период его уязвимости.






