
Минута молчания в Генассамблее ООН в память о жертвах Холокоста. Международный день памяти жертв Холокоста в ООН: «ненависть начинается со слов» Права человека
«У них нет могил. Но они живут в нашей памяти». Такими словами начала свое выступление в штаб-квартире ООН 97-летняя Эвелин Конрад, бежавшая с матерью из оккупированной нацистами Вены в 1939 году и переехавшая с родителями в США. В четверг в Нью-Йорке она приняла участие в мероприятии по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста.
Отец Эвелин, находившийся в 1939 году в Париже, смог получить визы для жены и дочери. Но большая часть семьи не пережила Холокост. Эвелин с особым теплом вспоминает свою бабушку Элеанор, которая осталась в Вене и, как ее родные узнали годы спустя, умерла по пути в лагерь смерти в Треблинке.
«Я до последнего надеялась, что она жива. Но в конце концов, мне пришлось смириться с правдой», – сказала Эвелин.
Защищать достоинство каждого человека
Международный день памяти жертв Холокоста, учрежденный Организацией Объединенных Наций, отмечается 27 января – в день, когда в 1945 году советские войска освободили узников нацистского лагеря «Освенцим». В сентябре того же года закончилась Вторая мировая война, а в ноябре – начался Нюрнбергский процесс – международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии.
«Этот судебный процесс ознаменовал начало новой эры в международном уголовном праве. Эры, в которой отдельные лица, включая самых влиятельных, несут ответственность за свои действия», – заявил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Он отметил, что борьба с антисемитизмом, расизмом и ненавистью продолжается, и подчеркнул необходимость защищать достоинство каждого человека и чтить память погибших.
«Мы собрались здесь, чтобы с глубокой скорбью почтить память жертв Холокоста. Это были матери и отцы. Сыновья и дочери. Бабушки и дедушки, внуки и внучки. Шесть миллионов евреев, убитых только потому, что они были евреями», – сказал глава ООН.
Он также напомнил о преследованиях людей с ограниченными возможностями, цыган и многих других.
Память не как страх, а как знание
Народ рома на мероприятии в ООН представляла Галина Томенко. Возраст и состояние здоровья не позволили ей прилететь в Нью-Йорк из Украины. Она записала видеообращение для участников встречи, в котором рассказала об истреблении цыган в ходе нацистской оккупации.
В начале 1940-х семья Галины переехала из поселка Царичанка в Днепр, чтобы спастись от насилия.
«Выживание зависело от постоянных перемещений, молчания и страха. Моя семья пережила голод, геноцид, неопределенность и потери. Многие цыганские семьи были полностью уничтожены», – рассказала Галина.
«Сегодня я выступаю не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы передать ответственность. Мое поколение выжило и сохранило память. Теперь мы передаем эту память нашим детям и внукам – не как страх, а как знание, достоинство и защиту», – добавила она.
Не молчать, став свидетелями ненависти и дегуманизации, а высказываться – «еще громче, чем прежде», призвала Председатель Генассамблеи ООН Анналена Бербок. Холокост, напомнила она, начинался не с газовых камер. Он начинался со слов, законов, поджогов. С молчания соседей, которые видели, как бойкотировали еврейские магазины.
«Если поставить под сомнение чьи-то права только из-за того, кем они являются, откуда они родом или какого цвета у них кожа, это всегда приводит к одному и тому же результату: дегуманизации, которая в конечном итоге распространяется на всех», – сказала Бербок.
Простая мысль, которую трудно воплотить в жизнь
Каждый человек должен сделать все возможное, чтобы предотвратить повторение подобной ненависти, разрушений и террора, заявила Марион Блюменталь Лазан. Вместе с братом и родителями она провела несколько лет в лагерях – в Нидерландах и Германии.
В 1996 году она опубликовала мемуар «Четыре идеальных камушка» – о выживании и надежде в самых чудовищных обстоятельствах. В книге Марион рассказывает, что в лагере «Берген-Бельзен» в Германии единственной их едой был кусок хлеба и водянистый суп раз в день. Через какое-то время даже этот рацион выдавался только раз в неделю. В душ узников отправляли лишь раз в месяц, и каждый раз они боялись, что из кранов вместо воды пойдет газ.
«Большую часть времени я проводила за играми в воображаемом мире. Одна игра стала для меня особенно важной: я решила, что если найду четыре камушка примерно одинакового размера и формы, то все четыре члена моей семьи выживут. Я играла в эту игру снова и снова и всегда старалась найти свои четыре камушка», – сказала она.
Отец Марион не выжил. Но ей с матерью и братом удалось продержаться и в итоге – уехать в США.
«Давайте будем относиться друг к другу с добротой, состраданием и уважением. Это такая простая, казалось бы, мысль, но ее так трудно воплотить в жизнь», – заявила Марион с трибуны Генассамблеи ООН.
«То, как мы относимся друг к другу, как себя ведем и как взаимодействуем, – это полностью зависит от нас», – добавила она.





