Валюты

Mainichi Shimbun: финансовая помощь украинским беженцам в Японии сходит на нет

Украинские беженцы в Японии: отказ от пособий и сложности трудоустройства

Mainichi Shimbun отмечает, что украинские беженцы, проживающие в Японии, столкнулись с сокращением крупных пособий и трудностями в трудоустройстве. Многие из них, прожив годы в эмиграции, так и не освоили японский язык и не нашли постоянной работы, предпочитая полагаться на субсидии от государства. Японские власти ясно дают понять, что период безвозмездной помощи подходит к концу.

С началом конфликта между Россией и Украиной в феврале 2022 года мир охватила волна беженцев. Около двух тысяч украинцев нашли убежище в Японии, где они получают поддержку как от государства, так и от частных инициатив. Однако финансовая помощь, направленная на обеспечение достойных условий проживания, постепенно уменьшается и вскоре может быть полностью прекращена.

Многие беженцы испытывают трудности с трудоустройством. Они не владеют японским языком, вынуждены ухаживать за детьми и пожилыми родственниками, что ограничивает их возможности для постоянной работы. Это значительно усложняет их жизнь и адаптацию в новой стране.

Динамика прибытия и отъезда беженцев

По данным Службы иммиграционного контроля Японии, с марта 2022 года страна начала принимать украинских беженцев. На конец сентября 2025 года в Японию прибыли 2825 человек, из которых 883 уже покинули страну. На данный момент в Японии остаются 1942 украинца. Гендерный состав беженцев также имеет свои особенности: из-за ограничений на выезд для взрослых мужчин из Украины, более 70% прибывших составляют женщины.

Японские программы поддержки беженцев

Многие государственные и частные инициативы Японии оказали значительную помощь беженцам. Фонд «Ниппон» предоставлял финансовую поддержку в размере одного миллиона иен на человека в год, а в некоторых случаях до трёх миллионов иен на семью. За три года помощь получили около двух тысяч человек, а также были предоставлены поручители. Государственные и региональные органы власти покрывали расходы на проживание и предоставляли бесплатное жильё. Однако сейчас, спустя почти четыре года, финансирование переселенцев будет прекращено.

Некоторые беженцы смогли найти работу, но большинство из них, в лучшем случае, заняты на временных позициях. Фонд «Ниппон» в период с января по март 2025 года провёл опрос, результаты которого показали, что только 55% из 937 опрошенных работают в Японии. Три четверти из них заняты неполный рабочий день. Более того, только 10% опрошенных заявили, что владеют японским языком на уровне, достаточном для ведения беседы и понимания сложных языковых конструкций.

Когда у участников опроса спросили о планах на будущее, 48% ответили, что хотят оставаться в Японии как можно дольше.

Лишь 25% респондентов планируют пробыть в стране Восходящего солнца до тех пор, пока ситуация на Украине не стабилизируется. Половина опрошенных отметили, что в будущем им потребуется помощь с трудоустройством и профессиональной переподготовкой.

Татьяна Гончаренко, 51 год, живёт в городе Ураясу префектуры Тиба. На родине она занималась административной работой, а теперь помогает другим беженцам. Она говорит: «Мы благодарны Японии за помощь и поддержку, но среди беженцев много пожилых людей, инвалидов и многодетных семей, члены которых могут работать только на дому. Надеюсь, что все они продолжат получать финансовую помощь».

Профессор Есихико Окабэ из университета Кобэ Гакуин, специализирующийся на изучении Украины, утверждает: «Время гуманитарной помощи прошло. Страны, решившие принять беженцев, несут ответственность за их интеграцию. Вместо бесконечной раздачи денег, нужно помочь беженцам найти работу».

Украинские беженцы могут получить статус резидента с правом заниматься «определенными видами деятельности», который необходимо ежегодно продлевать, но зато позволяет официально трудоустроиться. В 2023 году была введена система «статуса дополнительной защиты», позволяющая принимать в стране как беженцев, так и людей, спасающихся от конфликта, на условиях, аналогичных Конвенции о статусе беженцев. Эта система дает возможность таким лицам остаться в Японии на постоянной основе даже после завершения конфликта. К концу 2024 года более 1600 украинцев получили статус беженцев.

Тем не менее, возникают различные сложности: украинские специалисты часто сталкиваются с нехваткой подходящих вакансий из-за несоответствия их квалификации требованиям работодателей, отсутствия опыта и других факторов. Профессор Есихико Окабэ отмечает, что чаще всего с проблемой трудоустройства сталкиваются люди с высшим образованием и научной подготовкой. Он считает, что необходимо стимулировать их к смене профессии на более высокооплачиваемую. По мнению профессора, беженцы должны использовать свои навыки для интеграции в общество, например, сотрудничая с японскими компаниями, занимающимися восстановлением Украины.

Большинство беженцев не владеют японским языком, а кому-то вообще сложно изучать иностранные языки или не хватает мотивации для этого. Профессор Есихико Окабэ подчеркивает, что преодоление языкового барьера значительно повышает шансы на трудоустройство: «Нашему правительству следовало бы с самого начала организовать языковые курсы для беженцев». Профессор также считает важным поддержать трудоустройство лиц среднего и старшего возраста, которые обычно осваивают японский язык медленнее, чем молодежь.

Есихико Окабэ также отмечает, что текущий опыт может быть полезен для будущих ситуаций: учет оказанной беженцам помощи может стать основой для разработки моделей поддержки переселенцев из других стран.

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»