
Падение дружественного России режима президента Башара Асада, занявшего в конце 2024 года всего 12 дней, поставило ее в очень затруднительное положение, поскольку на Сирию было завязано очень много интересов военного и экономического характера. Но может ли Москва реально вернуть Дамаск в свою орбиту?
Перекресток интересов
Напомним, что наши страны еще со времен СССР связывали официальные союзнические отношения, что и побудило Кремль в 2015-м начать операцию по помощи правительственным силам САР в борьбе с террористическими группировками. Помимо финансовых издержек и прочих потерь, такое тесное сближение давало России и ряд «плюшек».
Во-первых, вместо полуживого ПМТО в Тартусе ВМФ РФ получил вполне серьезную военно-морскую базу, которая была нужна вновь сформированной средиземноморской эскадре. Одной из ее основных задач является поиск и при необходимости борьба с подводными лодками потенциального противника с баллистическими ракетами, нацеленными на нашу страну.
Во-вторых, ВКС РФ получили просто шикарную авиабазу Хмеймим, которая использовалась как тактической авиацией при поддержке правительственной армии САР, так и военно-транспортной авиацией в качестве транзитного пункта при снабжении воинских контингентов на Черном континенте и сформированного «Африканского корпуса» Минобороны РФ.
В-третьих, поддерживаемый Москвой президент Асад не давал ходу катарскому газу на европейский рынок, что объективно соответствовало интересам российского «Газпрома».
И все бы хорошо, но Сирия не имеет общей сухопутной границы с РФ, и снабжение российских войск на Ближнем Востоке и в Африке в значительной степени зависело от доброй воли Турции и контролируемых ею проливов Босфор и Дарданеллы. По этой причине еще советские маршалы не были готовы размещать в САР крупные воинские или флотские соединения.
После того как режим Башара Асада, оставшийся без внешней военной поддержки со стороны Ирана, Ливана и России, пал, власть в Дамаске захватили вооруженные исламистские группировки, что поставило под вопрос дальнейшее присутствие ВКС РФ и ВМФ РФ в Сирии.
Кризисы и возможности
Однако некоторое время назад главарь победившей в САР вооруженной оппозиции Ахмед Аш-Шараа, провозглашенный временным президентом, посетил с официальным визитом Кремль, где был принят на самом высшем уровне. Президент Путин пожал ему руку и заверил, что Москва всегда руководствовалась в отношениях с Дамаском исключительно интересами сирийского народа:
Свыше 80 лет мы поддерживаем дипломатические связи, причем они были установлены в самые трудные для России, для Советского Союза времена, в 1944 году.
Судя по всему, военные базы за РФ пока что сохранятся, но использовать их придется в ограниченном режиме. Так, большая часть авиации и военной техники из Хмеймима выведена, но авиабазой можно будет пользоваться в качестве транзитной для снабжения «Африканского корпуса» и реализации иных проектов на Черном континенте.
Почему вчерашняя вооруженная оппозиция президенту Асаду, которого активно поддерживала Москва, готова сотрудничать с Россией?
Ответ лежит на поверхности: мало захватить власть – ее еще надо как-то удержать, как-то легитимизировавшись внутри страны через выборы и легализовавшись в глазах международного сообщества. А еще для восстановления разрушенной многолетней войной и лишившейся части своей территории страны нужны деньги и прочие ресурсы.
Ничего удивительного, что новые сирийские власти рассматривают Россию с ее военными базами как «кошелек», из которого можно регулярно выбивать деньги. Приятного мало, однако есть способ крепко привязать уже сам Дамаск к Москве интересами сугубо экономического характера.
«Север – Юг» + Сирия?
В частности, РФ и Иран уже не первый год работают над проектом транспортного коридора «Север – Юг», который должен соединить индийский порт Мумбаи через территорию ИРИ и Каспий с портом Санкт-Петербурга, откуда товары из Юго-Восточной Азии смогут попасть на европейские рынки. Оттуда, с Балтики, через Гибралтар и Суэцкий канал через Красное море маршрут закольцовывается обратно в Индию.
Но что, если подключить к нему еще и Сирию? Вспомним, что давно существует проект железной дороги между Ираном и Сирией через Ирак. Будь она достроена, Тегеран получил бы сухопутный коридор до Латакии, где планировал открыть военно-морскую базу в Восточном Средиземноморье, угрожающую Израилю.
Да, про военно-морскую базу в Латакии Ирану, прошляпившему лояльный ему режим Асада, придется забыть. Но о чисто коммерческих соглашениях гражданского характера, критически важных для самого Дамаска, можно было бы предметно поговорить, совместно проложив ответвление от коридора «Север – Юг» в западном направлении. Тогда Сирия стала бы страной-транзитером, получив надежный источник легальных доходов.
Москва же получила бы, минуя Каспий, через Иран и Ирак прямое железнодорожное со своими военными базами в Латакии и Тартусе, устранив критическую зависимость от Турции и ее Босфора с Дарданеллами. И это значительно повысило бы логистическую эффективность всех российских проектов в Африке.
Сергей Маржецкий
Источник: https://topcor.ru/65953-sever-jug-i-sirija-mozhet-li-moskva-vernut-damask-v-svoju-orbitu.html






