
Фото: Анна Башкирова/Создано ИИ/ТАСС
Георгий Смирнов
В России планируется поэтапный ввод технологического сбора, сообщила пресс-служба Минпромторга. Вначале сбор будет актуален для готовых электронных устройств, включая ноутбуки, смартфоны и светотехнические изделия. Это позволит запустить механизм и применять полученные средства для развития отрасли.
Второй этап будет распространен на электронные компоненты и модули, которые являются основой для готовых аппаратов. По словам пресс-службы ведомства, это является ключевым элементом «для стимулирования глубокой локализации производства внутри страны». Поэтапный ввод технологического сбора в ведомстве объяснили тем, что это позволит бизнесу адаптироваться, а государству — отладить механизм.
В ведомстве подчеркивают, что собранные средства будут направлены на государственные программы поддержки электронной и радиоэлектронной промышленности, а до внедрения второго этапа его протестируют и проведут консультации с бизнесом. Последнее нужно для того, чтобы компании не попали под двойное налогообложение на готовую продукцию и детали.
Предполагается, что технологический сбор начнут собирать с 1 сентября, после принятия соответствующих поправок Минфином в Налоговый кодекс.
В июле глава Минпромторга Антон Алиханов среди секторов экономики, которых может коснуться сбор, упоминал радиоэлектронную промышленность и микроэлектронику. По его словам, сбор не окажет существенного влияния на конечную стоимость промышленной продукции, и речь идет о проценте от стоимости продукта. Алиханов обосновывал новый сбор в том числе «серьезными рисками по демпингу со стороны различных стран», которые поставляют товары в Россию.
Введение технологического сбора все равно приведет к росту цен, это доказывает история с утильсбором, отметил доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев в разговоре с «СП».
— Конечно, сбор не считается налогом, тем не менее речь идет о повышении фискальной нагрузки (сумма уплаченных налогов, сборов и страховых взносов компанией — «СП»). Для производителей и импортеров — это уже не так важно, является ли нагрузка налоговой или она растет только в рамках сборов.
Минфин и Банк России признают, что увеличение НДС с 1 января 2026 года на 2 процентных пункта (п.п.) до 22% приведет к ускорению общей инфляции. Различаются только подсчеты — министр финансов Антон Силуанов полагает, что цены вырастут дополнительно на 1 п.п., а зампред ЦБ Алексей Заботкин оценивал, что рост налога может добавить к инфляции только 0,6−0,7 п.п.
То есть увеличение налоговой, и в целом фискальной нагрузки во многом ведет к росту цен.
Поэтому технологический сбор тоже окажет давление на инфляцию, так как он будет переложен на потребителя через конечную цену на соответствующие товары.
«СП»: Как лазейка для отечественных производителей электроники, чтобы они фактически не стали платить сбор, может повлиять на рынок?
— Если это будет сделано, то избавление от технологического сбора облегчит деятельность производителям российской электроники на некоторый период.
После введения утильсбора конкурентоспособность с точки зрения стоимости продукции отечественных автопроизводителей тоже выросла, но, впрочем, ненадолго. Цены на российские автомобили позже тоже достаточно быстро росли, как и на иномарки.
Проблема еще может заключаться в том, что ввести сбор относительно просто, но отказаться — уже крайне сложно.
Потому что это будет закладываться в доходы, а также будет встроено в цены многих товаров.
«СП»: Станет ли хуже ситуация для части рынка электроники, которую не закрывают российские производители?
— Нет, ситуация, напротив, несколько улучшится. Это займет непродолжительный период времени за счет более удобных для потребителей цен. Правда, позже стоимость даже отечественной продукции все равно придется повышать.
Логика поддержки отечественных производителей электроники предполагает увеличение стоимости импортной продукции и, соответственно, осложнение ее реализации. Российские компании смогут начать производить товары по более приемлемым ценам. Думаю, что инициаторы изменений рассчитывают именно на это.
«СП»: Возможно ли за 2−3 года разработать и выпустить на рынок, к примеру, отечественный смартфон, на фоне действия технологического сбора прежде всего для импортеров зарубежных телефонов?
— Да, но вопрос в том, насколько такая техника будет сопоставима по качеству с зарубежной. Сбор в целом способен повлиять на появление отечественных аналогов. На авторынке достаточно много потребителей именно российских транспортных средств.
«СП»: Насколько технологический и утильсборы отличаются от пошлин на импортную продукцию, которые в последнее время стали более популярными способами пополнения бюджетов в разных государствах, прежде всего в США?
— Есть информация, что технологический сбор будет составлять не выше 5 тыс. руб за один гаджет и будет зависеть от каждого отдельного товара.
Это очень большая работа для государственных органов, потому что им потребуется многое рассчитывать и обосновать тот или иной объем выплаты. НДС тот же намного проще повысить.
Технологический сбор будет сложно администрировать даже на этапе определения объемов выплат. Это не похоже на пошлины, которые вводятся в последний год по всему миру.
Утильсбор все же по простоте ближе к импортным тарифам, он четко зависит от небольшого количества факторов, к примеру, от мощности двигателя. Обсуждаемый сейчас технологический сбор на авторынке выглядел бы как система уникальных выплат за каждую отдельную машину, чего не наблюдается в утильсборе.
А различных моделей смартфонов и ноутбуков еще больше. Может быть от индивидуального расчета технологического сбора в итоге и откажутся, но пока это неясно.
«СП»: Актуальна ли проблема демпинга зарубежных поставщиков электроники на российском рынке?
— Может они и демпингуют, но помимо заботы об отечественных производителях нужно думать и о потребителях, которым выгодны сравнительно низкие цены на электронику сейчас. К тому же даже Китай, которого нередко подозревают в демпинге, не проводит полномасштабное снижение стоимости продукции по всем направлениям.
Источник: https://svpressa.ru/economy/article/490178/




