
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Михаил Зубов
«Нужно изменить всю парадигму подготовки кадров», — сказал Владимир Путин на заседании Госсовета, посвящённом образованию.
В эпоху искусственного интеллекта многие профессии будут умирать, и человек должен уметь мобильно освоить новую квалификацию.
«Ни в коем случае нельзя допустить ситуацию, когда у нас будут интеллектуальные элиты и люди-автоматы, которые ничего не умеют, кроме как кнопки нажимать. Это очень важная задача для системы образования и подготовки и переподготовки кадров», — уточнил президент.
О том, как следует изменить систему образования, подготовки и переподготовки кадров, «Свободной Прессе» рассказали преподаватель вуза и школьный учитель.
— Можно говорить очень красиво о подготовке кадров, но нужно задать себе вопрос: а куда мы готовим эти кадры, кому, для чего?
В советское время у нас не хватало институтов и технических училищ, чтобы просто восполнить естественную убыль в авиационной и ракетной отраслях. Человек уходит, и на его место должен прийти новый, и не просто с нуля, а прошедший подготовку внутри предприятия, начиная со стажёра, — поделился личным опытом со «Свободной Прессой» главный конструктор КБ-602, преподаватель инженерного вуза Дмитрий Дьяконов.
«СП»: А сейчас что?
— У нас нет такой потребности в кадрах, чтобы мы выпускали не 10 человек в год, а сто. Спад промышленного производства что значит? Снижение зарплаты и закрытие предприятий. И на какое из закрытых предприятий готовить кадры?
Сейчас пока ещё осталась старая гвардия 70+, которая может подготовить инженера и конструктора, как бы Минобрнауки ни стремилось избавиться от преподавателей старшего поколения.
«СП»: Путин связал необходимые изменения в подготовке кадров с эпохой ИИ, чтобы человек был не просто нажимателем на кнопки.
— Каждый сам для себя решает: кто хочет быть специалистом, а кому это не нужно. Вторые будут нажимать на кнопки, и думать их не заставишь.
Расскажу случай из практики. Существуют системы автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют в первом приближении спроектировать летательный аппарат. И вот на вопрос преподавателя студенту: «Что это за такое кривило ты сделал?», тот отвечает: «А мне так САПР» посчитал. То есть человек не понимает целеполагания инженерной задачи, ему САПР всё сделал.
Что касается ИИ, то это — просто база данных (хочу подчеркнуть: база вчерашних данных), и к ней прикладывается софт, который в зависимости от поставленной задачи выдаст систематизированную информацию. ИИ никогда не сделает вам ничего нового, не найдёт неординарное завтрашнее решение.
Когда учёный, человек у которого развит мозг, решает сложные задачи, то количество синапсисов (нейронных связей) превышает количество звёзд в видимой нами вселенной (15 млрд световых лет).
Поэтому искусственным интеллектом нужно уметь пользоваться, чтобы выполнить рутину и не тратить на неё время.
Но вызовом человеку он не станет никогда. Да он может заместить курьера, машиниста поезда.
Поэтому нужно менять не парадигму подготовки кадров, а парадигму развития. Гагарин полетел на логарифмической линейке, но была парадигма. Все наши гигантские ГЭС строились на ламповых ЭВМ, но была парадигма.
«СП»: Вы сказали, что если человек не хочет думать — его не заставить. А почему такие люди попадают в вузы?
— Какие есть. Самое главное, чтобы студент знал, что если он будет доставать преподавателя, выжимать из него знания, как из губки, то он получит преференции на предприятии. И получит такую зарплату, чтобы его жена на радостях пятерых детей нарожала. И опять мы возвращаемся к исходной точке: а где оно, то самое предприятие?
А этого предприятия нет. Отсюда и равнодушие к получению знаний.
Вот такая цифра: в 80-е годы 30% всех авиаперелётов на планете осуществлялось советскими самолётами. И кадров не хватало. А сейчас куда девать кадры?
Владимир Владимирович прав, но для того, чтобы он был совсем прав — нужны предприятия, которые будут требовать от вузов качественно подготовленных специалистов, — резюмировал Дмитрий Дьяконов.
— Прежде, чем учить школьников, нужно нормально научить учителя, а с этим проблема, — обрисовала ситуацию «Свободной Прессе» учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа 1371 «Крылатское» Елена Зубова.
— Когда я училась в педучилище, было множество методичек по всем предметам и урокам, но нам запрещали к ним даже приближаться.
Потому что мы должны были сами сформулировать развивающую, обучающую и воспитательную цель своего урока. Должны были сами подобрать интересные дополнительные материалы.
Мы друг другу в училище давали уроки, объясняли новые трудные темы по всем предметам, ходили на практику в школу и давали там уроки. И поэтому, когда я пришла в школу работать — мне было весело и интересно.
«СП»: А как сейчас готовят учителя?
— Приходят молодые специалисты из института, где практики почти не было, где писать план урока никто не учил вообще, потому что поурочный план уже составлен и висит в электронном журнале. Это до такой степени отупляет учителя!
Это лишает его мотивации изучать свой предмет. У нас приходят учителя литературы, которые сами Достоевского не читали, а изучали его по электронному плану урока.
В институте у нас был практикум по литературе, когда мы разбирали каждое произведение чрезвычайно подробно, спорили. А сейчас — электронный журнал вам всё правильно расскажет.
Учитель должен осознавать, что нужно знать ребёнку на выходе и разработать самостоятельно программу: как привести его к данному результату. Все дети разные, и это тоже должен учитывать учитель, разрабатывая подход к каждому. Электронный журнал не знает каждого школьника.
Мы вынуждены давать детям цифровые домашние задания. Это — тесты, в которых нужно выбрать правильный ответ. Этому вообще детей учить нельзя. Дети должны думать, а не тыкать в кнопки. Тут я с Путиным согласна.
Источник: https://svpressa.ru/society/article/496641/






