В 2025 году объемы морской торговли практически не увеличивались. Морские перевозки: замедление роста, увеличение затрат и новые вызовы для мировой торговли Экономическое развитие
Глобальное судоходство, обеспечивающее перевозку грузов, составляющих более 80 процентов объема торговли товарами в мире, вступает в период замедления роста, повышения расходов и нарастающей неопределенности. Об этом говорится в ежегодном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Обзор морского транспорта 2025: держать курс в бурных водах», опубликованном 24 сентября.
Снижение темпов и новые маршруты
В 2025 году, после уверенного роста в годом ранее, объемы морской торговли практически не увеличивались: прогнозируется лишь символическое увеличение на 0,5 процента. Вместе с тем геополитическая напряженность привела к рекордному росту тонно-миль – почти на шесть процентов – за счет увеличения числа дальних маршрутов и обходных путей.
Генеральный секретарь ЮНКТАД Ребека Гринспан подчеркнула, что предстоящие преобразования в отрасли требуют комплексного подхода: «Переходы, которые нам предстоят – к нулевым выбросам углерода, к цифровым системам, к новым торговым маршрутам – должны быть справедливыми. Они должны наделять полномочиями, а не исключать. Они должны укреплять устойчивость, а не углублять уязвимость».
Геополитика и торговые барьеры
В докладе отмечается, что политические разногласия, введение новых тарифов, а также изменение торговых схем и маршрутов формируют новую географию морской торговли. Соединенные Штаты и ряд торговых партнеров уже объявили о введении дополнительных мер – новых тарифов, портовых сборов и ограничений на заход в американские порты иностранных судов.
«Результатом становится большее количество обходных маршрутов, пропущенные портовые заходы, более длинные путешествия и, в конечном счете, рост затрат», – говорится в документе.
Энергетика и критические минералы
Отдельное внимание в обзоре уделяется энергетическим перевозкам. Объемы перевозок угля и нефти находятся под давлением из-за усилий по декарбонизации, тогда как торговля газом продолжает расширяться.
Одновременно все большее значение приобретают критически важные минералы, необходимые для производства аккумуляторов, возобновляемой энергетики и цифровой экономики. «Критические минералы становятся новым источником напряженности в глобальной торговле, поскольку идет конкуренция за доступ к ним и за добавление стоимости на национальном уровне», – отмечают авторы доклада.
Для развивающихся стран это открывает новые перспективы, но им необходима современная морская логистика.
Цифровизация и человеческий фактор
Помимо геополитических и экономических вызовов, судоходство переживает внутренние трансформации, связанные с цифровизацией и изменениями в составе рабочей силы.
«Цифровые решения, такие как единые окна для морских перевозок и системы портового сообщества, становятся незаменимыми для повышения эффективности портов и упрощения торговли. Но растущая зависимость отрасли от цифровых технологий усилила киберриски и уязвимости, которые необходимо учитывать», – заявила Регина Асариотис, руководитель отдела логистики торговли ЮНКТАД.
Она добавила, что в отрасли наблюдаются позитивные изменения в вопросах гендерного равенства. «Почти 40 процентов руководящих должностей в портах сегодня занимают женщины. Однако в операционных профессиях их по-прежнему недостаточно, и именно там автоматизация может открыть новые возможности», – подчеркнула эксперт.
Асариотис также выделила ключевые приоритеты для успешного развития отрасли: обучение морских специалистов и защита прав моряков. Это, по ее словам, поможет преодолеть растущий дефицит кадров в судоходстве.
Перспективы развития
Как подчеркивают эксперты ЮНКТАД, морские перевозки находятся на перепутье: усилия по декарбонизации и цифровизации, а также изменения маршрутов происходят на фоне политических трений и экономической неопределенности. Перед отраслью стоят задачи, решение которых потребует справедливого подхода, координации и глобального сотрудничества.