Иван Моисеев: Чтобы интернет работал нормально, спутников должно быть в 10 раз больше, чем планируется

Фото: Roscosmos/via Globallookpress.com
Михаил Зубов
В России планируется наладить серийное производство спутников широкополосного доступа в интернет. Серия будет состоять из примерно 300 аппаратов, и работа по их выпуску начнётся уже в наступившем году. Об этом сообщил руководитель госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Баканов.
По его словам, наша космическая группировка станет аналогом американской «Starlink» (орбитального проекта Илона Маска) и обеспечит доступом в глобальную сеть те регионы России, где нет наземных кабельных сетей, а это более 60% территории России.
В основе этих 300 спутников лежат исключительно новые отечественные конструкторские и технологические разработки.
О том, как смогут 300 российских спутников обеспечить ту же эффективность, что и многие тысячи американских аппаратов аналогичного назначения, «Свободной Прессе» рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
— Триста спутников — это мало. Ну, будет работать интернет со скоростью один бит в секунду, сможет одну картинку за час передавать…
Работать-то такой интернет будет, только трудно это назвать работой. 300 спутников — это слишком мало. У Маска сейчас сеть из 10 тысяч спутников такого назначения. Для территории России нужно втрое меньше — три тысячи с чем-то, чтобы обеспечить обычную нормальную связь, которой мы пользуемся — без особых скоростей и изысков, но хотя бы более-менее…
Разница между 300 и 3 000 — не в 10 раз, а очень большая в качественном смысле. Причем нужно отметить: эти триста спутников — только планируются, а когда и сколько их сделают на самом деле — неизвестно. Роскосмос пока отчитывается о своих достижениях будущими успехами, и то сомнительными.
«СП»: Спутниками Маска пользуется почти вся планета, а мы?
— У нас пользоваться «Starlink» запрещено. Интернет у нас в основном кабельный и мобильный, где есть нормальное мобильное соединение. Шаг в сторону от Москвы — уже не работает. Можно, конечно, себе кабель проложить, но это очень дорого для большинства граждан.
«СП»: В конце 2024 года Путин поставил задачу: спутники должны быть коммерческими и окупаться. Вот эти 300 широкополосных аппарата будут коммерческими?
— Насколько я понимаю — коммерческими. О производителе говорят разные вещи, поскольку полностью информация не раскрывается, но все специалисты сходятся на том, что это будут спутники «Рассвет» аэрокосмической компании «Бюро 1440».
Эта компания недавно появилась, о ней мало информации, данных о коммерческой деятельности в открытой печати не публикуется вовсе, но по всей видимости это — «отрывок» от более известной интернет-компании «Марафон». Просто у них спутники одинаковые, два из которых — демонстрационных — недавно запущены на орбиту «Роскосмосом».
То есть, работа ещё только в самом начале.
«СП»: В той беседе участвовал Мантуров, рассказав президенту, что к 2030 году в космической отрасли появятся «тёмные цеха» — без людей, где будут работать только роботы, причём количество роботов на аэрокосмических предприятиях в концу десятилетия достигнет 40 тысяч. Поверим на слово. А у Маска его «Старлинки» тоже делают только роботы?
— Космическая отрасль засекречена не только у нас. Маск такие вещи тоже тщательно скрывает.
Мы не знаем их технологического процесса и степени стерильности в цехах. Я ни разу не видел ни одной фотографии посещения этой линии самим Маском, как и какого-то другого начальника на конвейере «Starlink».
Роботизировать производство спутников, конечно, возможно, роботы сейчас очень продвинутые.
«СП»: Минувшей осенью «Роскосмос» анонсировал создание нового космического кластера в «Сколково». Наш аналог «Starlink» будет производиться на базе этого кластера?
— Вообще-то речь идёт о второй реинкарнации этого кластера. Я работал в прошлом, в первом кластере.
Он был рассчитан на поддержку чего-то нового. А если система уже существует и развивается, то вряд ли кластер нужен. Он даёт только хорошее освобождение от налогов, и в этом смысле, возможно, участники процесса, Роскосмос и производители «Рассвета», договорятся с кластером об этом.
«СП»: У нас стартовый стол на «Байконуре» в ремонте, а с «Восточного» в прошлом году удалось запустить всего 70 спутников, большинство из которых — совсем миниатюрные, учебные. Потянет ли «Восточный» 300 достаточно серьёзных аппарата?
— Что-то можно запустить и с «Восточного», но я так думаю, что к тем временам, когда все эти спутники сделают, стартовый стол на «Байконуре» уже давно отремонтируют. Вообще-то по плану «Роскосмоса» его должны привести в порядок уже к Дню космонавтики — 12 апреля. Нужно, конечно, ещё посмотреть, но не так уж и долго его делать. 300 спутников — гораздо дольше.
«СП»: Глава «Роскосмоса» Баканов на днях (6 февраля) отметит год работы в этой должности. За всё это время он ни разу не рассказал более ли менее подробно о планах космической отрасли, дав лишь несколько кратких интервью по отдельным (и не самым важным) направлениям. Чем он запомнился за этот год, и известно ли, планирует ли он отчитаться?
— Сейчас проблема в том, что десятилетняя программа (на 2016−2025 годы) по срокам истекла. Но до сих пор никто в Роскосмосе не пытается отчитаться о том, что было сделано за 10 лет.
А реализация программы — большое событие. Когда её принимали — шло много разговоров и звучало много аплодисментов. А когда отчитываться нужно — никого нет. На этом фоне Баканову не очень комфортно будет выступать.
Новый глава Роскосмоса — бесцветный совершенно, и он очень слабо знает космонавтику. (Путин, представляя Баканова, отметил, что тот родился в посёлке Ленинск близ Байконура, но на этом связь с космосом и заканчивается. Баканов — экономист по образованию, работал в кредитных организациях, аудитором, затем — в Министерстве транспорта занимался цифровой трансформацией РЖД, откуда ушёл в Почту России, затем несколько месяцев проработал на позиции заместителя министра и председателя совета директоров АО «ГЛОНАСС» — «СП»).
Судя по тем заявлениям, которые делает Баканов, он не вполне понимает, что в российской космонавтике нужно осуществлять в первую очередь, а что во-вторую, потому что финансирование не резиновое, а проблем становится всё больше, и они всё острее.
А то, что Баканов повторяет про серийное производство спутников — так об этом говорили и его предшественники. Это же было идеей Юрия Борисова, тоже — достаточно смутной. Потому что нужно говорить не о серийном производстве, как о цели, а о том, чего удастся добиться благодаря этому производству. Что будет сделано полезное этими спутниками.
«СП»: Поскольку не отчитались о прошлой десятилетней программе, то и рассчитывать на презентацию новой программы не приходится?
— Есть отдельные сообщения, из которых следует, что вещи, не реализованные прошлой программой, перетекут на новую десятилетку. Институт космических исследований РАН сообщил о своих планах: это 16 научных проектов на 10 лет. Но это — те же проекты, что были и в старой программе.
Это то, что известно. А так, уровень секретности новой программы повышен по сравнению с предыдущей. Прошлая программа тоже была частично закрытой, но принималась достаточно публично: были выступления, круглые столы, презентации и обсуждения. Сейчас и этого нет.
«СП»: В прошлой программе были лунные станции и посещение Венеры…
— Все лунные станции перешли в новое десятилетие, как и «Союз-5»… Можно с определённой уверенностью говорить, что Российская орбитальная станция (РОС) планируется на 2027−2028 годы, но неизвестно, сможет ли Роскосмос в эти сроки уложиться.
Что касается Венеры, то это — тоже повторение пройденного ещё в прошлом веке. Планируется посадка «Венеры-Д». Д — долговременная. Если раньше корабль на поверхности этой планеты работал полтора часа, то аппарат «Венера-Д» должен был работать один день. Но сейчас этот план уже уменьшили наполовину по времени. Трудно оказалось целый день обеспечить.
Источник: https://svpressa.ru/science/article/499308/






