Судно, шедшее в Санкт-Петербург, тормознули, ищут контрабанду, а могут наркотики найти

Фото: Picture alliance / photothek. de/ ТАСС
Светлана Гомзикова
Запад продолжает нагнетать обстановку в Балтийском море. И снова отличилась Эстония. На этот раз её военно-морские силы задержали во внутренних водах республики у острова Найссаар контейнеровоз Baltic Spirit с 23 гражданами России на борту.
Судно под флагом Багамских островов шло из Эквадора в Санкт-Петербург. Но эстонские власти подозревают, что оно может быть связано с контрабандой, сообщает эстонская телерадиокомпания ERR со ссылкой на заявление полиции.
188-метровый контейнеровоз был задержан 3 февраля в 17:10 (18:10 по мск) для таможенного контроля. Операцию провели эстонские ВМС совместно с полицией и сотрудниками следственного отдела Налогово-таможенного департамента республики. При этом были задействованы вертолет, военный корабль Admiral Cowan («Адмирал Коуэн») и лоцманский катер Ahto-26 («Ахто-26»).
Экипаж сопротивления не оказывал.
Как уточняет «Интерфакс», Baltic Spirit зашел в воды Эстонии для дозаправки. Во время проведения первичного таможенного контроля судно находилось на официальной якорной стоянке. По данным эстонских ВМС, оно не входит в состав так называемого «теневого флота» России и не находится под санкциями Европейского союза. Но на борту якобы могли находиться наркотики.
Глава спецподразделения полиции и пограничной охраны Марек Аас рассказал, что информация о корабле была получена от Налогово-таможенной службы. Тем не менее в ситуации еще предстоит разобраться. Поэтому судно будет отправлено в порт Мууга для более тщательной проверки. Он также дал понять, что это не быстрый процесс, поскольку контейнеров много, а осмотреть нужно каждый.
На самом деле Эстония уже давно мечтает блокировать Балтику для российского флота. Правда, до настоящего времени она предпочитала действовать не в одиночку.
В мае 2025 года, например, её военно-морские силы при поддержке союзников по НАТО предприняли дерзкую попытку перехватить танкер «теневого флота», следовавший под флагом Габона в порт Приморск в международных водах Балтики. Пробовали даже высадить десант, чтобы вынудить капитана судна сменить курс и зайти в эстонские воды. Пиратскую атаку тогда пресек наш Су-35С, который появился в районе инцидента, после чего захватчики спешно ретировались.
На какое-то время урок был усвоен. Но, видимо, захват в январе наших танкеров американским спецназом вновь вдохновил эстонцев на подвиги.
«Безусловно, ситуация с „Маринерой“ — это пробный шар со стороны американцев. Если получилось, теперь можно гасить наш теневой и не теневой танкерный флот по всему миру и всем подряд! А это большие экономические и репутационные издержки для России. К чему и стремятся наши „дорогие партнеры“ из США», — пишет автор телеграм-канала «Zлой Пруф».
Причем он уверен, что на дипломатическом уровне вопрос вряд ли получится решить. Нужен жесткий ответ, иначе «нас будут в море бить пираты. Причем всех мастей, включая лилипутов».
Профессор ВШЭ, политолог Марат Баширов также предлагает действовать максимально решительно и жестко: «Думаю, что пора задержать Эстонию. В прямом смысле — взять и задержать парой батальонов морской пехоты. Этим недогосударствам мы просто обязаны дать пинок под пятую точку, чтобы не мешали большим дядям выяснять отношения».
Так как надо реагировать России на подобные действия Таллина?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила профессора, главного научного сотрудника Института Европы РАН, президента Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николая Межевича:
— Давайте отталкиваться от того, что «найти» спичечный коробок с непонятным порошком белого цвета на огромном судне можно с легкостью.
Вы можете вынуть этот коробочек из кармана и положить туда, куда вам захочется. Зная, с кем мы имеем дело (имеется в виду Эстония в целом и МВД Эстонии, в частности), я в таком формате уверен.
Но возможна и иная схема. Очень может быть, что они обыщут судно, ничего не найдут (подчеркиваю — ничего не найдут), принесут свои извинения и разрешат судну уйти. Вы спросите, а зачем тогда все это делалось?
«СП»: Именно…
— Отвечаю: это делалось для того, чтобы нарушить российское судоходство. Раз какие-то люди, не имеющие флота и, строго говоря, даже нормальной государственности (государственность у эстонцев случайная), захватывают суда, получается, что Россия не может обеспечить безопасность судоходства. Так будут думать все судовладельцы, все команды, все грузоотправители и грузополучатели.
Так что с точки зрения дискредитации страны судно можно задержать, арестовать, извиниться и отпустить. Но можно подкинуть наркотики. Или что-то ещё. Найдут, например, старый маузер с табличной: «Лейтенанту Иванову — от майора ГПУ Петрова». И будут на этом основании дело рисовать. Я и такой вариант не исключаю.
«СП»: Как мы должны реагировать на подобные действия Таллина? Один раз уже поднимали в воздух истребитель, но почему-то больше этого не делаем…
— Ответ не будет большой проблемой. Это все дорого. И это предполагает наличие экстремальных условий судоходства — то есть у нас не мирное море, а какая-то квазивоенная ситуация.
Я понимаю, что у нас действительно квазивоенная ситуация, но формально мы с Эстонией не в состоянии войны. И обратите внимание, президент Эстонии и эстонский премьер-министр никогда не говорят, что хотели бы воевать с Россией. Они говорят — «мы хотим вас ослабить», «мы хотим создать вам проблемы», но «состояния войны с вами мы не хотим, у нас нет такой задачи».
«СП»: Но ситуация-то усугубляется. И если мы только озабоченность будем выражать, они будут наглеть все больше…
— Вы правы, конечно. Скажем, в соседнем подъезде живет глупая собака, она вас постоянно облаивает — вы не реагируете. Она разорвала вам пальто — вы не реагируете, напала на вашего ребенка — не реагируете. Понятно, что злобная псина будет и дальше себя так вести, обратной дороги нет.
В какой-нибудь южной стране, например, в славной, доброй Грузии вы просто сняли бы со стены дедушкино ружье и отправили этого пса в собачий рай или ад — на выбор. И этим, собственно, все бы закончилось. Разумеется, это аллегория.
Но в реальности мы сейчас такое не можем себе позволить. В том числе, потому что у нас Украина на плечах. Хотя, действительно, единственный путь решения этой проблемы — силовой.
Правда есть нюанс. Формально Эстония на этот раз норм международного права не нарушала, так как действовала в пределах своих территориальных вод.
Второй момент. Даже если бы это были международные воды, то, согласно Конвенции ООН по морскому праву, Эстония могла бы разово, в порядке исключения, иметь право на досмотр судна. С точки зрения ооновской конвенции это не может превращаться в систему. Но разово — возможно. Например, они получили сведения, что на этом судне может быть контрабанда. Контрабанды не нашли, извинились, судно отпустили.
«СП»: А кто ущерб возместит?
— Вопрос на самом деле важный. Потому что день простоя такого огромного судна — это гигантские расходы для владельца судна, для грузоотправителя, который груз отправил, а товар не получен. И для грузополучателя, который ждет этот товар, а товара опять же нет. Все это, безусловно, должно сосредоточиться на Эстонии. Но дальше вопрос, как они будут от этого, скажем так, открещиваться.
И тут мы возвращаемся к началу. Вполне возможно, они «найдут» полкоробка какого-нибудь порошка. И на этом основании скажут: «Видите, мы же предупреждали, что тут контрабанда. Вот всё подтвердилось».
Источник: https://svpressa.ru/politic/article/501358/





